Известно, что пионерию придумала Надежда Крупская в 1921 году, сделав по сути кальку с популярного тогда в США скаутского движения. Через год было официально объявлено об открытии Всесоюзной пионерской организации, а ещё через два года был основан всесоюзный лагерь «Артек». Дети, которым не повезло попасть туда, ехали обычные пионерлагеря. У сельских пионеров были свои – лагеря труда и отдыха.

В 70-х годах детские учреждения такого типа стали появляться массово по всей стране. Несколько организовали и в Каневском районе. Сегодня остался только один, который не только удалось сохранить, но и который успешно работает – лагерь «Факел» в станице Новоминской. Так совпало, что работали мы над этим газетным материалом в те дни, когда лагерь отмечал своё 40-летие.

Как зажигался «Факел»

Начиналось всё здесь на окраине Новоминской, на берегу реки Албаши в 1979 году. Строительство домиков и остальных построек финансировал колхоз им. Кирова. Начинал стройку председатель Иван Николаевич Переверзев (благодаря ему построены в Новоминской Дворец спорта, музыкальная школа, заложен парк). Вёл строительство и сдавал объект уже другой председатель – Владимир Александрович Мурый. Любопытно, что начальником стройучастка была женщина – Людмила Кабышева.

Личная история

Мы идём по тенистой аллее с Сергеем Назаренко. Он более 10 лет проработал здесь старшим вожатым. Удивительно, но с тех времён в «Факеле» почти ничего не изменилось – те же домики-вигвамы, та же мойка для ног, даже «вожатская» сохранилась.

Внутри по стенам развешаны полочки, над каждой – розетка. Сюда дети приходят заряжать свои смартфоны. Выше зарядок аутентичные плакаты про горн, барабаны и пионерскую честь. Знали бы эти ребята, что у их сверстников через 40 лет у каждого будет свой портативный «миелофон».

– А кровати стояли поплотней, чем сейчас, – вспоминает Сергей Матвеевич, заходя в домик. – Человек по 10 спали.

В управлении образования попытались подсчитать, сколько детей за всё это время побывали в лагере. Точную цифру установить не удалось, так как раньше «Факел» принимал больше детей за смену (по современным нормам в домики можно заселить только 5 человек). По самым скромным подсчётам вышла цифра – 10 000 детей!

Для самого Сергея Матвеевича история «Факела» – это и личная история. Именно благодаря пионерскому прошлому он встретился со своей будущей супругой. Она, студентка из Череповца, приехала на юг помогать собирать урожай в составе студотряда. Летом познакомились, зимой вожатый Сергей съездил к невесте в Череповец, а в августе следующего года сыграли свадьбу.

И труд, и отдых

День пионера в лагере труда и отдыха был расписан по минутам. После зарядки и водных процедур строились на завтрак. Поскольку своей столовой не было, ехали автобусами за 3 километра в сад-бригаду. После плотного завтрака, около 8 утра, отправлялись на работы. Детям поручали посильные задачи – прополка подсолнечника, кукурузы, свёклы, сбор урожая. Любимое занятие детворы – сбор черешни.

– У местных поваров был свой секрет от проблем с пищеварением у тех, кто переел ягоды, – рассказывает Сергей Назаренко. – Они клали в чай верхушки конского щавеля (семенники). У иногородних студентов диарея лечилась отлично.

Наряды на работы распределял бригадир огородной бригады Николай Павлович Недбайло. Под его началом был большой коллектив, а продукция даже бывала на ВДНХ.

В 12 – обед. Затем возвращались в лагерь. «Тихий час» после работы на самом деле длился два часа. После дневного сна – полдник, который привозили.

– Вообще питание колхоз организовал отменное – натуральное молоко, мясо, овощи, – вспоминает Сергей Назаренко.

Вечером обязательно подводили итоги дня, выделяли лучших, бывали танцы. По выходным – поездка на Азовское море. Колхоз выделял автобусы, паёк.

«Я вас не забуду»

Шло время, не стало ни пионерии, ни государства, идеалам которого служила пионерия. Но каким-то чудом лагерь «Факел» удалось сохранить и в 90-е, и в нулевые. Этому немало поспособствовал всероссийский семинар осеменаторов, накануне которого привели в порядок спальные корпуса, обновили мебель. Лучшие специалисты деликатной животноводческой профессии жили в неплохо сохранившихся домиках и наверняка вспоминали своё пионерское детство.

Сегодня «Факел» – муниципальный лагерь. Его передали безвозмездно на баланс районной администрации в 2010 году, а спустя два года он обрёл своё современное название – «Муниципальное бюджетное учреждение детский загородный стационарный оздоровительный лагерь «Факел». Началась новая жизнь.

В прошлом году «Факел» наконец-то обзавёлся собственной столовой. До этого детей возили в новоминские школы. А теперь еда приезжает сама – в новой столовой нет пищеблока, зато есть отличный столовый зал со сплит-системой.

Сейчас в течение лета лагерь принимает несколько смен – творческой, экологической направленности, мы побывали там, когда шла смена «Юный спецназовец». На неё собирают 100 ребят со всего района, которые состоят на разных видах учёта, из так называемых семей, «находящихся в социально-опасном положении», многодетных и малообеспеченных семей. Эти дети не самые лучшие ученики, но именно им полезна армейская дисциплина.

Мы проходим на поляну, где ребята (и девчата!) тренируются в стрельбе из пневматической винтовки. Поодаль от них на плохо настроенной гитаре играют что-то из армейского фольклора. «Пацаны, футбол! Матч-реванш!» – слышится из другого домика. Лагерь живёт своей жизнью. Через три недели эти дети вернутся к своим гаджетам, зайдут в группу «Вконтакте», посвященную «Факелу» и будут писать вот такие комментарии:

«Ребята, вы подарили мне кучу радостных моментов, я вас никогда не забуду! Мы с вами обязательно встретимся ❤❤❤».

Александр Кулик
Фото автора