Сергей Багаев о себе, о спорте и о службе в правоохранительных органах.

Спорт прибавил уверенности

Начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций районной администрации Сергей Багаев – подполковник в отставке, пенсионер по выслуге лет Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, спортсмен и действующий тренер.

Родился в семье агрономов в посёлке Ботаника Гулькевичского района, в Каневскую Багаевы переехали на закате советского времени. Окончил Кубанский сельскохозяйственный госуниверситет, юрист. Полжизни прошло под погонами, но «солдафоном» не стал – Сергей Юрьевич склонен к добрым неказарменным отношениям с окружающими, смело экспериментирует в достижении намеченных целей. Гордится успехами дочки и сына, ценит каждую проведённую вместе с ними минуту. В спорте имеет первый разряд по лёгкой атлетике, звание кандидата в мастера спорта по боксу, первый дан по контактному карате. В 1990-х завоевал множество титулов в боксе и кикбоксинге. Из-за напряженной работы в правоохранительных органах со спортом не завязал, продолжил тренировки и в 2017-м стал серебряным призером мира по контактному карате. В нерабочее время ухитрялся вести тренировки, и теперь его юные воспитанники своими победами продолжают «лавровый» список тренера Багаева.

В гостях у Сергея Юрьевича мы побывали накануне мужского праздника – Дня защитника Отечества.

– Почему стали юристом, а не аграрием, как родители?

– Профессиональный выбор мне пришлось сделать в постсоветский период, когда работа «на земле» для юношей рисовала далеко не радужные перспективы – практически альтруистический труд от рассвета до заката и никакого роста. И родительский пример меня в этом только убедил: после переезда в Каневскую в конце восьмидесятых «за лучшей долей», наша семья едва успела обосноваться, а потом – развал Союза, перестройка и далее последовавшие события в стране. Мама, Юлия Григорьевна – человек волевой, ответственный, настоящий профессионал своего дела – сумела занять свою нишу в том непростом времени. Опытный агроном и талантливый селекционер была востребована в хозяйствах района, её почти никогда не было дома. Отец работал и агрономом, и водителем, и экспедитором в колхозе – надо было кормить семью, а я, ещё школьник, как мог, помогал. В 2001-м отца не стало. Сестра продолжила дело родителей – выучилась на агронома.

– Не было ли разочарования в своём выборе?

– Честно говоря, в поисках работы не раз задумывался на эту тему. Но всё же, спустя годы, разочарования нет. Тогда, в 1990-е дипломированных юристов вузы выпустили больше, чем того требовалось – поэтому приходилось пробовать себя в разных амплуа. Начинал в Краснодаре, но я не городской житель, вернулся в станицу и поступил на службу в Каневской отдел МВД, в следствие. О том времени до сих пор вспоминаю с теплотой. Через четыре года уволился из милиции и поступил на службу в наркоконтроль, работал следователем, оперативником, около 7 лет возглавлял Каневской межрайонный отдел ФСКН до тех пор, пока не расформировали эту службу. И, уже на заслуженном отдыхе, продолжил трудиться «на гражданке».

– Погони, перестрелки при задержании опасного преступника присутствовали в вашей служебной практике?

– Лично для меня в наркоконтроле была более сложная и интересная специфика работы, чем в МВД. Преступные деяния в этой сфере не лежат на поверхности и преступники не скрываются в бегах. Наркоторговцы живут среди нас, возможно, являются нашими соседями, коллегами, знакомыми. Их нужно беспристрастно выявить, задержать, достоверно установить источник наркотиков и ликвидировать его. В моей работе были и погони, и задержания, связанные с применением оружия, но далеко это всё от киношной романтики. Нельзя было быть слабым в этой работе, ведь мишенью преступников становились и женщины, и подростки.

– Насколько беспокоит вас эта тема сейчас?

– Думаю, никакой нормальный человек не может оставаться равнодушным к этой болезни общества, уносящей человеческие жизни – в основном, молодых людей. В настоящее время синтетический наркотик – это страшное бедствие, и хочется пожелать выдержки ребятам, которые ежечасно борются с этим злом. Не менее важным противостоянием этой беде считаю профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни среди населения, вовлечение детей в спорт.

– А когда спорт вошёл в вашу жизнь?

– Лёгкой атлетикой увлёкся ещё в начальной школе. Бегал стометровку, хорошо прыгал и на длинные дистанции показывал неплохие результаты. Восточными единоборствами стал заниматься уже здесь, в Каневской. Помните, в 90-е были популярны боевики, где главные роли исполнял Брюс Ли? Он стал моим кумиром, видеокассеты – методическим пособием. Сначала тренировался самостоятельно – растянул шпагат, через книги и фильмы постиг азы восточной философии. Потом со сверстниками оборудовали в подвале двухэтажки помещение для тренировок, разместили там тренировочное оборудование – макивары и мешки – непременный атрибут спортзалов того времени, занимались на примере известного спортсмена и кинодеятеля. В университете «подружился» с боксом – этот вид спорта и успехи в нём очень сильно прибавили мне уверенности в себе.

– Приходилось ли, как говорится, распускать руки?

– И ноги… когда пришёл в кикбоксинг. Но только в пределах разумного – по спортивным правилам, в спаррингах с одноклубниками или на соревнованиях. Хотя были моменты в жизни, когда спортивно-боевые навыки очень сильно выручали.

– Вы основали школу кикбоксинга в районе?

– Нет, но стоял у её истоков. В 2006-м познакомился с Александром Злобиным, который и организовал спортивный клуб «КИТ» в молодёжном центре «Победа», сам он был моряком и почти по полгода ходил в плаванье. Это был жизнерадостный человек-батарейка для меня и для всех окружавших его людей, к сожалению, он погиб, я до сих пор не смирюсь с этим. Вместе с ним мы проводили тренировки, свои соревнования и ездили в гости. Далее уже наши ученики готовили молодых кикбоксёров.

– А всего через три года вы продвигаетесь уже в другом направлении восточных единоборств – косики карате. Чем объясните такое непостоянство?

– Это воля случая. К каратэ раньше всегда скептически относился. Но в 2009 году по настоящему новым для меня и довольно развитым в России видом спорта – косики карате – заинтересовал мой друг Андрей Горбачёв. Он много лет занимался контактным каратэ – этот вид спорта его покорил, покорил и меня. После трагической гибели Андрея его детская группа воспитанников перешла «по наследству» ко мне. И последовали первые тренировки по косики каратэ, первые знакомства с его представителями и правилами, первые соревнования и первые успехи.

– Как расцениваете свой проигрыш в финальном бое за титул чемпиона мира в 2017 году японскому спортсмену Такаши Мимото?

– Действительно, это был запоминающийся бой! Мы с парнем из Японии шли к победе на равных… Думаю, я был недостаточно убедителен для судей по сравнению со своим соперником. А значит, есть, над чем работать, к чему стремиться!

– Ваши дети пошли за вами по спортивной стезе?

– Дочка нет, Полина – гуманитарий, творческий ребёнок. Окончила художественную школу и музыкальную – по классу фортепиано, много лет назад увлеклась японским языком и уже довольно прилично им владеет. После окончания в этом году общеобразовательной школы планирует поступать в один из лингвинистических вузов региона. А вот сын Миша занимается боксом. Но при этом и у него развита творческая жилка – учится игре на гитаре, участвует в ансамбле «Осторожно, дети!» Центра творчества «Радуга».

– Сына сами тренируете?

– Пробовал, но убедился в обратном. Миша занимается боксом в СК «Юность», у него замечательный тренер Владислав Сергеевич Черных.

– Как проводите время досуга?

– Обожаю активный, «незаорганизованный» отдых на природе, охоту, рыбалку, общение с близкими мне людьми у костра, песни под гитару.

– Вы – романтик?

– В какой-то степени да.

– Как планируете провести 23 февраля?

– Отметим в семейном кругу. Я, конечно же, чту все наши праздники, но праздник, который я действительно люблю – Новый год, люблю дарить подарки, особенно детям. В нём есть какое-то ожидание чуда, чего-то нового, необычного.

Елена БУТЕНКО