Братья Николай и Сергей Кудря, исполняя родительское наставление «Держитесь один одного, сынки!», практически неразлучно идут по жизненному пути.

Два погранца одинаковых с лица

Солдатушки, бравы ребятушки…

Простые сельские мальчишки близнецы Николай и Сергей с детства были всегда и во всём рядом, поровну делили и беды, и радости.

Окончив школу в родной Новодеревянковской, поехали к тётке на Брянщину. Там поступили в техникум, стали на техников-строителей учиться. Но… одновременно получили повестки из военкомата, и на два года их студенческая жизнь прервалась. Надели парни солдатские сапоги, присягу воинскую приняли и отправились Родину защищать. В погранвойска.

Сначала, как водится у новобранцев, прошли учебку. А после служили на самой настоящей погранзаставе вблизи города Нарын, что на границе между бывшей Киргизской ССР и Китаем. Всего две недели…

– Нас, наверное, как самых молодых на заставе солдат, – рассказывает Николай, – вызвал к себе командир и объявил об отправке в Афганистан.

– Как восприняли тогда эту новость?

– Мы ж солдаты – куда Родина пошлёт, там и службу нести надо.

А на войне, как на войне…

Братья старались держаться вместе, но в первый же день службы в Афганистане судьба разделила их… по разным отделениям.

– По прибытию на заставу границы с Пакистаном и Индией нас построили и стали распределять по отделениям. В тот раз мы стояли не рядом…

– Война вас разлучила?

– Нет, служили мы вместе, только некоторые формальности да бытовые условия у каждого – в своём отделении.

– О солдатском быте можно поподробнее? Какие там были условия, где спали, что ели?

– Обычные полевые условия в горах. Спали мы в палатках. Сухой паёк был хороший, иногда полевая кухня нас горячим питанием баловала.

– Чем особенно запомнилась служба в чужой стране?

– Строительством оборонительных сооружений – приходилось рыть траншеи среди камней. Дойдёшь, бывало, до глыбы, разбить которую никакими усилиями невозможно, и начинаешь копать каменистую почву в обход неё…

– В боях приходилось участвовать?

– У нас другие стояли задачи. Противник с вертушек обстреливал заставу, но, слава Богу…

– Что скажете насчёт неуставных отношений?

– Не было их там. Могли друг над другом подшутить, но чтобы беспредельничать…

– Взыскания от командиров были?

– Однажды сходили за лепёшками в соседний кишлак, вернулись – и получили от командира нагоняй.

…В целом о «своей» войне Николай рассказывает без особого энтузиазма, в детали не вдаётся, но с каким-то светлым внутренним чувством вспоминает своих командиров, сослуживцев. И два Новых года, 1986 и 1987, которые братья встретили на афганской земле. Покинули в/ч № 2058 они 20 апреля 1987-го, а спустя неделю, уже в Союзе, были демобилизованы.

Поразительно, но даже наградные арсеналы у братьев схожи: оба имеют нагрудные знаки «Отличник Советской Армии», «Старший пограннаряда», «Отличник пограничных войск» I и II степени, медали «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и другие памятные знаки отличия. Николай, правда, несколько обошёл в этом смысле брата – Указом Правительства СССР в 1986-м он был награждён медалью «За боевые заслуги». Детали по этому поводу в нашем разговоре Николай опускает.

– Вы только героев из нас в своей статье не делайте, – просит собеседник, – мы же просто служили в армии. Выполняли свой солдатский долг.

Младший сержант Николай Кудря (справа) с бойцами своего отделения

Дом, семья и настоящие герои

В отеческий дом братья-дембеля вернулись не сразу – по солдатским льготам приехали на Брянщину, откуда призывались. Отметились, как положено, у военкома, погостили у тётки. И уже «своим ходом» добирались в Новодеревянковскую.

Недолго побыли дома и вновь вернулись к тётке, чтобы закончить учёбу в техникуме. Потом на три года расстались – Николай жил в Украине, Сергей, едва получив диплом, на малую родину уехал. Но вот уже около четверти века их судьбы вновь, как в детстве, неразрывно связаны с родной станицей. Братья обзавелись семьями, детьми. Звёзд не срывают скромные труженики села, живут честь по чести.

Отца их Виктора Пантелеевича не стало в 2006-м, а мама Антонина Яковлевна по сей день для своих сыновей – надёжная опора в жизни. Да и что может с материнской любовью сравниться? Особенно вдали от домашнего очага и, более того, там, где рядом ходит смерть…

– С нетерпением ждали писем, посылок из дома. И на учёбе, и, когда это было возможно, в армии. Что присылали в посылках? Сахар, варенье, домашнее сало, мамину выпечку… А в письмах родители наставляли честно Родине служить и, конечно, беречь себя, помогать друг другу, поддерживать.

Станичники с уважением отзываются о братьях-земляках. Во время месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы Николая с Сергеем приглашают на встречи со школьниками. В экспозиции музея им. Ф. А. Щербины, посвящённой участию земляков в афганских событиях, занимают своё место солдатские фотографии братьев Кудря. Ежегодно близнецы участвуют в памятных мероприятиях, которые проходят в райцентре 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана.

Николай Кудря у «афганской» экспозиции музея им. Ф.А. Щербины станицы Новодеревянковской

– Конечно, хочется общаться с людьми, которые не понаслышке знают о той войне… На одной из таких встреч мы познакомились с Сергеем Волковым из Красногвардейца, он служил в той же части, что и мы.

Вновь затронув тему героизма, уходим к другой дате, связанной с солдатской службой братьев, и говорим о Дне пограничника.

– Вот дядька наш Николай Петрович Скорницкий – настоящий герой! – с гордостью за родственника сообщает Николай. – Он служил на границе в Туркменистане, проявил себя при задержании вооружённого преступника, за что награждён медалью «За охрану государственной границы». 28 мая мы собираемся у Николая Петровича и отмечаем наш общий солдатский праздник.

– Ваш главный тост по этому случаю?

– За тех, кто сейчас на службе! Ведь прошлые заслуги и солдат, и генералов остаются в прошлом, а от того, насколько крепка наша армия сегодня, зависит будущее.

Елена Бутенко