За два месяца этого года мошенники обманули каневчан на 6 миллионов рублей

Опасная «безопасная» сделка

«Не прячьте ваши денежки по банкам и углам» – так начинается известная песня «Поле чудес» из старого советского фильма «Приключения Буратино». Эти слова сегодня актуальны как никогда: практически каждую неделю мы узнаём о новых случаях онлайн-мошенничества. Об этом рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе Каневского ОМВД Василий Джунь.

Звонок из банка – хит сезона

– Люди продолжают добровольно расставаться со своими кровными – от десятков тысяч до миллионов рублей – и только после этого обращаются в полицию. Сколько преступлений по статье «Мошенничество» зарегистрировано с начала года?

– Таких преступлений – 39, и это больше, чем за аналогичный период прошлого года. Один из лидеров «разводов» – звонок из банка от мнимого сотрудника безопасности, который сообщает, что от вашего имени незаконно оформляется кредит. Чтобы это предотвратить, вам нужно самому его оформить. Человек совершает операцию в онлайн-банке, после чего звонит лжеменеджер финансовой организации и говорит, что полученные деньги нужно срочно перевести на безопасный счёт, что и происходит.

Второй вариант: звонит мнимый сотрудник банка и сообщает, что с вашей карты зафиксирована попытка списания денег. Чтобы остановить операцию, вы должны доказать, что действительно являетесь собственником карты, и сообщить её реквизиты. Часто в такую популярную схему включается «сотрудник полиции», подтверждающий попытку преступления, и убеждает участвовать в операции по поимке преступника, иначе будете нести ответственность за отказ сотрудничать с силовиками. Такие звонки могут поступать в течение нескольких часов и дней с разных телефонов.

Ситуация усугубляется тем, что мошенники используют технику подмены номеров – якобы горячей линии банка, полиции или прокуратуры. Помните, настоящие сотрудники банка никогда не звонят клиентам и не требуют реквизиты карты, а силовики не решают такие вопросы по телефону.

Сулят золотые горы

– Интернет пестрит рекламой лёгкого заработка, «инвестиционных холдингов», обещающих доход от 20% годовых до бесконечности. В чём подвох?

– Чаще всего жертвами лжеброкеров становятся финансово неграмотные люди и пенсионеры. Всегда нужно помнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. То есть вы не озолотитесь после того, как переведёте «брокеру» ваши сбережения или оформите кредит. Яркий пример – недавний случай с каневчанкой 1980 года рождения. В феврале она начала общаться с мошенником, который представился брокером с интернет-площадки «OCD Finance» – платформы, утверждающей, что стать настоящим трейдером достаточно легко. За четыре дня аферист убедил жительницу Каневского района вложить в «выгодное предложение» 2 миллиона 339 тысяч рублей, что она и сделала, перечислив деньги на указанные им счета. Причём, началось всё с вложения личных сбережений – 9 тысяч рублей. Остальные 2 миллиона 330 тысяч – это четыре кредита, оформленные за это время. Разговаривая с полицейским, пострадавшая отметила, что была уверена, что все эти сделки законны, и она получит большую прибыль.

Ещё один случай. Мужчина 1972 года рождения в январе-феврале этого года общался с «брокером» с интернет-площадки, который предложил инвестировать деньги в биткоины и убедил азартного каневчанина перечислить ему 1 миллион 154 тысячи рублей на определённые счета.

Гарантия нереально высокого дохода и обещание минимальных рисков – признаки «липовых» бирж. Если вас «развели» мошенники, нужно посетить банк, проводивший денежный перевод. При наличии доказательств можно рассчитывать на возвратный платёж.

Обман на «Госуслугах»

– В последнее время кибермошенники активно охотятся за персональными данными с портала «Госуслуги». Как работает эта схема?

– Всё начинается со звонка от лжесотрудника отдела безопасности «Госуслуг», а заканчивается потерей денег. Например, вам сообщают о странной активности в личном кабинете и говорят приблизительно следующее: «Для того, чтобы заблокировать ваш аккаунт, я пришлю запрос от «Госуслуг», а вы мне скажете код». Это мошенническая уловка, потому что после таких действий через некоторое время с ваших счетов пропадут деньги. Если же мошенники завладели персональными данными, то они могут запросто взять кредит от вашего имени. Чтобы защититься от атак преступников, нужно усложнить пароль для входа в личный кабинет.

Практикуются и звонки от «сотрудников» МФЦ, которые просят назвать одноразовые коды из СМС и якобы привязать к личному профилю электронный сертификат о вакцинации от коронавируса. Следующий шаг – подмена данных для входа в систему, и в руках аферистов – номер паспорта, СНИЛС, ИНН и электронная подпись.

Уловки на «Авито»

– Жертвами мошенников становятся продавцы и покупатели в интернет-магазинах. Как это происходит?

– Например, вы находите на «Авито» нужный товар, продавец предлагает оплатить покупку онлайн или оформить доставку и отправляет ссылку, якобы ведущую на страницу оформления заказа. У опытных мошенников адрес ссылки очень похож на оригинальный. Такие предложения – 100% уловка, цель которой – увести покупателя с реального сайта на фишинговый и получить доступ к его платёжным данным.

Но на этот «крючок» может попасться и продавец, выставляющий на «Авито» объявление. Через время с ним связывается якобы покупатель и отправляет фишинговую ссылку на поддельную форму оформления заказа, где продавцу нужно ввести данные карты для совершения оплаты. Получив нужную информацию, мошенники списывают деньги со счета доверчивого продавца.

Помните, на всех крупных сайтах объявлений есть встроенный мессенджер для обмена сообщениями – договаривайтесь только в нём. Если вы покупаете или продаёте на «Авито», то ссылка может быть только на сайт «Авито» – www.avito.ru. Похожий адрес – мошенничество.

На ошибках учатся?

– Несмотря на то, что россияне становятся более осведомлёнными в плане мер противодействия мошенникам, они всё равно попадаются на их удочку. Какие ещё ошибки совершаются при покупке товаров на торговых интернет-площадках?

– Первая: неправильный метод общения с предполагаемым покупателем. О чём речь? На «Авито» всё общение имеет определённую степень защиты – для связи с покупателями существует только два способа: звонок или сообщение через сайт. В этом случае возможный покупатель или продавец не видит ваших данных, а только специальный номер, который присваивает сервис. Соответственно, все платёжные ссылки на этих сервисах защищены. Что же происходит на самом деле? После просмотра объявления гражданин звонит предполагаемому продавцу или покупателю, который является мошенником, и тот под любым предлогом переводит общение в мессенджеры: вайбер, ватсап, телеграм. А в них нет защиты. Соответственно, мошенник получает сведения о номере телефона собеседника, после чего приходит фишинговая ссылка для электронного перевода, и все ваши деньги уходят на счёт мошенника.

Вторая ошибка: при осуществлении платежей люди бездумно переходят по ссылкам, которые им присылаются извне. Например, если доставка осуществляется по почте, то гражданин через своё средство связи сам должен переходить на сайт транспортной компании. На самом деле он послушно переходит по ссылке, полученной от неизвестного лица, вводит данные карты, перечисляет деньги и в итоге ничего не получает.

Третья грубейшая ошибка: покупка товаров или услуг по объявлениям, размещённым в Интернете, на неофициальных торговых площадках. Часто такие предложения размещают не местные жители, а непонятно кто. Но всё равно люди совершают крупные покупки на десятки тысяч рублей на доверии. Практически в 100% случаев это дело рук мошенников.

Как избежать ошибок

* Для покупок в Интернете заведите отдельную банковскую карту. На неё переводите сумму, которую хотите потратить на покупку.

* Осуществляйте покупки только на официально зарегистрированных известных торговых площадках либо сервисах.

* Переводите деньги только после получения и осмотра товара. Все службы доставки и пункты выдачи работают по такому принципу. Как говорится, утром – стулья, вечером – деньги.

Если с «другом» вышел в путь

– Василий Иванович, есть ли примеры случаев раскрытия преступлений?

– Конечно. Расскажу о недавнем. Очень часто мы даём друзьям свои телефоны, в которых есть приложение «Сбербанк-онлайн». И эти «друзья» успевают от вашего имени оформить кредит, после чего удаляют из телефона всю переписку с банком и возвращают средство связи хозяину. Через определённое время тот узнаёт, что у него есть финансовые обязательства. В итоге одного из таких предприимчивых «друзей» привлекли к уголовной ответственности, после чего он погасил кредит.

Бдительность – лучшая защита

– Считается, что кибермошенники относятся к высшей касте преступного мира: постоянно меняющиеся схемы обмана – одна из причин низкой раскрываемости преступлений по этой статье. Есть ли другие причины?

– Да. Самое главное – если раньше аферисты находились на территории России, то теперь они совершают преступления с сопредельных территорий: Украины, Молдавии и других государств. Плюс все мессенджеры, с которых производятся мошеннические действия, зарегистрированы за рубежом, и поэтому нам не предоставляют сведения, которые необходимы.

Но всё равно работа по противостоянию кибермошенникам продолжается. Хочу сделать акцент на следующем: все мы знаем коды сотовых операторов, работающих в Краснодарском крае: 918, 928, 929, 903, 952. Если же вам звонят с незнакомого номера с кодом, допустим, 932, 915, 917 и предлагают какие-либо сделки – это аферисты.

Ещё один момент. Всегда рассказывайте о таких звонах своим близким. Недавно в ОМВД поступило заявление от жительницы Каневского района 1976 года рождения, которая, следуя указаниям «сотрудника» банка «ВТБ», скачала программу удалённого доступа на мобильный, после чего с её карты «Сбера» мошенники перевели на счета деньги двумя платежами по 45 тысяч рублей. В то время, когда пострадавшая разговаривала с преступниками, находившаяся рядом с ней мать советовала прекратить это общение. Но дочь её не послушала и потеряла 90 тысяч.

Помните, хороший мошенник – это отличный психолог. Поэтому бдительность – прежде всего!

Наталья Иванова
Фото: архив КЗ