По каким признакам можно распознать телефонных мошенников.

«Алло, вам звонят из полиции…»

«Алло, вам звонят из полиции…». Именно с этой фразы начался телефонный разговор, поступивший мне через мессенджер 7 февраля. Когда звонивший представился капитаном полиции почему-то по Центральному округу Москвы, мне, жительнице Каневской, стало понятно, что это мошенники. Но звонок не прервала, продолжила беседу, чтобы понять очередную схему обмана. И, возможно, своим рассказом предотвратить подобные случаи в отношении односельчан.

Человек попросил записать его данные – капитан полиции Гуров Александр Игоревич, оперуполномоченный УВД по ЦАО. Мнимый полицейский сказал, что звонит потому, что, дословно, «недобросовестные сотрудники коммерческих банковских структур похитили персональные данные клиентов и могут воспользоваться ими в своих корыстных целях». Я – в числе этих клиентов.

При разговоре, отмечу, звонивший поинтересовался, где я нахожусь в данный момент, одна ли, может ли кто-то слышать наш разговор, при этом ссылаясь на статью 310 УК РФ о неразглашении тайны следствия. Полицейский заявил, что для взаимодействия со мной выделен специальный канал связи, якобы могут звонить представители Центробанка РФ или Федеральной службы безопасности. Параллельно в мессенджер мой собеседник прислал  поручение о производстве оперативно-разыскных мероприятий в связи с несанкционированными списаниями средств у людей.

Этот Гуров стал рассказывать, что у каждого клиента банка есть особый внутрибанковский счёт в ЦБ, доступ к которому и имеют другие финансовые структуры, которыми пользуется человек. Во избежание мошеннических действий, мне необходимо будет этот счёт закрыть и открыть новый. Для работы ему нужно моё заявление, составить которое в телефонном режиме он и предложил. Полицейский интересовался, услугами каких банков пользуюсь, запрашивал информацию о наличии кредитов и кредитных карт, об операциях за последние сутки и остатке на счёте, как давно банк посещала и были ли конфликтные ситуации с сотрудниками. Получив данные, которые я умышленно исказила, звонивший сообщил, что переводит звонок специалисту Центробанка.

В телефонной трубке послышался женский голос, представилась Дарьей Александровной, сотрудником департамента безопасности Центробанка. Девушка озвучила, что ей поступило моё заявление, снова его перечитала. К слову, мошенники говорят очень много, с «металлическими» нотками в голосе, чтобы придать разговору особую значимость и, вероятно, убедить «жертву», что всё это не обман. По словам Дарьи, нужно будет подписать три документа в банке. Затем поинтересовалась, знаю ли я, что такое кредитный рейтинг и для чего он нужен. После пояснила, что это шкала, по которой банки определяют, какой кредит они могут одобрить. Мне же сказала, что по проверке моего рейтинга могут выдать три миллиона рублей. И пока шла беседа, ей уже поступила информация, что некто оформил на моё имя кредит на сумму с девятью нулями. Теперь нужна оперативная проверка, данные отправят в юридический отдел, потом ещё в какой-то. Но главное – сейчас позвонят из ФСБ по параллельной линии, и я должна ответить.

Действительно, позвонили. Филатов, Москва, Лубянка. Сообщил, что участились случаи мошеннических действий. Он тоже уточнил, одна я или нет, если кто-то подойдёт из коллег, я должна предупредить об этом, чтобы никто не мог слышать наш разговор. Спросил, о чём я беседовала с полицейским и специалистом Центробанка, понимаю ли серьёзность ситуации и что потребуется сделать? Также подробно рассказал, что злоумышленники похищают средства и переправляют их экстремистским и националистическим организациям. А так как деньги могут быть переведены с моего счёта, то я буду нести за это уголовную ответственность. Дабы предотвратить подобное, мне срочно нужно идти в банк. Филатов настойчиво убеждал, что я обязана отпроситься с работы, причём, он должен слышать, как я это буду делать. «Кладите телефон в карман, не отключайтесь, не выключайте микрофон и идите немедленно отпрашиваться!», – настаивал он. Когда я отказалась, начал повышать тон и буквально требовать, угрожая мне ответственностью. «Вы понимаете, с кем разговариваете?», – уточнил Филатов. Ответила, что догадываюсь, намекнув, что он и есть мошенник. Тогда «человек с Лубянки» в мессенджер прислал мне фото своего удостоверения сотрудника ФСБ, потом предупредил, что удалит его. На фразу: «Хорошо, я успела его сохранить», возмутился и требовал немедленно его удалить, поскольку это конфиденциальная информация. Но вряд ли настоящий сотрудник федеральной структуры станет неизвестно кому присылать фото своих документов. Для убедительности он попросил меня зайти на сайт ФСБ, посмотреть, какие там указаны официальные номера телефонов, сказал, будто бы совершает параллельный звонок с одного из них. Также объяснил, что местные стражи порядка не смогут заниматься расследованием подобных дел, поэтому только у московских специалистов есть полномочия и возможности искать мошенников.

Собеседник настаивал, чтобы я выполнила то, что он говорит – а именно, ушла с работы и пошла в банк. Не достигнув необходимого ему результата, мужчина пригрозил, что в таком случае все мои счета будут арестованы, и бросил трубку.

А если бы выполнила? Что могло произойти? Один из вариантов – пошла бы в банк, сняла деньги со своего счёта и положила их на счёт мошенников. Либо оформила на себя кредит, ведь мошенники могли убедить меня в том – это чтобы поймать злоумышленников на живца. Я бы перевела кредитные деньги им, а сотрудники ФСБ вычислили бы преступника. В любом случае, их уловка могла сработать, если бы не мои осведомлённость и бдительность. Но, замечу, даже твёрдо зная, что говорю с мошенниками, их давление вызывало у меня сомнения. Что же говорить о человеке, который не готов к беседе с ними и принимает информацию за чистую монету.

Что насторожило в беседе

– Один и тот же задний звуковой фон у специалистов полиции и Центробанка.

– Неоднократное уточнение – одна ли я нахожусь, может ли кто-то слышать наш разговор.

– Попытки психологического давления и даже угрозы.

– Непрерывный звонок, то есть, имитация переключения на разговор с другим абонентом.

Мнение специалиста

Вот такая информация размещена на сайте «Финансовая культура»:

«Мошенники часто используют сложные многоступенчатые схемы с участием мнимых сотрудников Банка России, Федеральной службы безопасности, правоохранительных органов, чтобы сбить жертву с толку – запугать или войти в доверие. Постоянными звонками якобы из разных инстанций, давлением и угрозами они пытаются вывести человека из равновесия, выманить деньги или секретные данные карты. При этом банки ничего не возвращают клиентам, которые сами перевели деньги мошенникам или сообщили им конфиденциальные данные своей карты или коды для подтверждения операций».

ЗАПОМНИ!

  • Банк России никогда не звонит и не пишет гражданам по своей инициативе – возможно только получить ответ на жалобу или запрос, который вы сами туда направите. Также он не отслеживает подозрительные операции по их счетам.
  • Понятие «единого лицевого счёта», к которому привязаны карты клиента во всех банках, – очередная уловка мошенников.
  • В любых ситуациях, когда незнакомцы заводят с вами разговор о деньгах, нужно прервать общение и позвонить в свой банк или организацию, от имени которой звонят. При этом не стоит автоматически перезванивать по тому номеру, который определился на телефоне. Надо самостоятельно набрать номер, указанный на официальном сайте организации.
  • Лучше не вести длительные разговоры с подозрительными собеседниками – так можно случайно выдать мошенникам конфиденциальную информацию, которая позволит им добраться до ваших сбережений.

ТОП-5 признаков, что вы говорите с мошенником

1. Входящие звонки поступают со скрытых номеров или в мессенджеры, чего не должны делать представители федеральных служб или силовых структур.

2. У вас просят секретные данные: номера карт или счетов, трёхзначный код с оборота карты или код, пришедший в смс.

3. Вам настоятельно предлагают какие-то манипуляции с вашими средствами.

4. Вас торопят, не дают времени на раздумья и заставляют срочно действовать.

5. Собеседник играет на ваших чувствах: пугает уголовной или административной ответственностью, может разговаривать в грубой форме, употреблять много специальных терминов.

От редакции.

Мы продолжим рассказывать о случаях мошенничества, дадим советы, как избежать обмана. Следите за нашими публикациями.

Ольга Николаева
Фото: Александр Коркоцкий