Где располагались исчезнувшие с карты хутора района.
Сегодня Каневской район состоит из 38 населённых пунктов, а прежде его территория насчитывала около двухсот станиц, посёлков и хуторов. Годы идут, времена меняются, и многие отдалённые места, в которых ранее бурлила жизнь, исчезают с карт. Но никуда не уходит их история и воспоминания старожилов.
В отличие от покинутых обитателями «хуторов-призраков» или заброшенных мест, таких, как известный даже за пределами района бывший каневской пенькозавод, исчезнувшие населённые пункты зачастую не имеют даже намёка на руины зданий или иные признаки цивилизации. Однако не всегда на месте бывшего посёлка бывает паханое поле или заросший пустырь. Во всяком случае, желающим посетить исторические места муниципалитета следует ориентироваться в поиске на координаты, имеющиеся в краеведческой литературе, а также на подсказки жителей близлежащих населённых пунктов.
Нашу нестандартную экспедицию мы начали с поисков местоположения бывшего посёлка Абраменково. Своё название он получил по фамилии Макара Никитича Абраменко, который в годы гражданской войны командовал красноармейским полком, а после стал первым директором совхоза «Красногвардеец». Посёлок был официально зарегистрирован в 1966 году, находился он на правом берегу реки Челбас выше ныне существующего хутора Украинка. В 1970-м в нём проживал 51 человек. Спустя 10 лет оставшиеся жители переехали на постоянное жительство в Красногвардеец, после чего посёлок Абраменково прекратил своё существование.
Несмотря на то, что населённый пункт давным-давно снят с учёта административно-территориального деления, на спутниковых картах местности обозначено урочище Абраменково. Сегодня здесь раскинулись поля, разграниченные редкими лесополосами. Кажется, что на много километров вокруг нет ни души, однако периодически мелькают легковые машины фермеров и рыбаков. Но никаких признаков того, что когда-то здесь жили люди, к сожалению, не сохранилось…
Вторым пунктом в нашем списке стал хутор Щербаки, располагавшийся восточнее Стародеревянковской, на правом берегу Челбаса. Как известно, в 1925 году в нём имелось четыре колодца, восемь дворов и 40 жителей. Населённый пункт перестал существовать в конце 70-х годов прошлого века, однако жизнь не покинула эти края. Добравшись, мы обнаружили на месте предполагаемого исчезнувшего хутора вполне процветающее садовое товарищество «Газовик». На шлагбауме нас встретил местный сторож. Узнав о целях нашей экспедиции, он посоветовал проехать чуть дальше в обратном направлении и посетить близлежащие Бурсаки.
– Из ныне живущих там всего два-три подворья сохранилось, – рассказал сторож. – А если от них направо повернёте, на грунтовую дорогу, то найдёте и то, что осталось от старого селения.
Действительно, теперь от самого первого районного хутора, основанного ещё в 1794 году Фёдором Бурсаком, осталось лишь несколько домиков. Тем не менее, мы решили наведаться в направлении, указанном сторожем, где нашли несколько разрушенных саманных строений.
К покосившимся дверям ведёт заросшая тропа. Первый дом взглянул на нас, гостей из современности, окнами без стёкол, похожими на пустые глазницы, и висящими набекрень веками ставень. Внутри — абсолютное запустение. Но если абстрагироваться от реальности, воображение немедленно начинает рисовать картины советского быта, а в голове звучат смех детей, звон посуды, треск радиоприёмника. Когда-то в этом доме жили люди…
Проникнувшись атмосферой и запечатлев на фото несколько видов, мы двинулись в обратный путь, попутно решив осмотреть местность между Бурсаками и Большими Челбасами, где ранее находился хутор Кобзари. Своё название он получил в честь местного жителя Петра Реженина по кличке «Кобзарь». Несмотря на то, что в конце 70-х годов прошлого столетия в хуторе было около 30 подворий, уже через десятилетие его покинули последние жители. Сегодняшнее напоминание о единственной улице бывших Кобзарей — это полоса деревьев дикой жердёлы.
Немало впечатлений принесла нам экспедиция по местам, давно не значащимся на карте района. Конечно, посетить их все в рамках одной поездки попросту не представилось возможным. Однако интерес к данной теме не угас, а напротив, лишь разгорелся. Ведь значение любых событий истории нашей малой родины никогда не потеряет своей актуальности, помогая осознать прошлое в свете осуществления планов настоящего.
Для справки
Исчезнувший населённый пункт – по ряду причин покинутое жителями, пришедшее в запустение, утратившее целостный архитектурный облик или присоединённое к большему по численности населения и площади место, не значащееся на картах местности и упоминаемое лишь в исторических и краеведческих работах.
Это интересно
* В 1960 году хутор Кобзари был почти по крыши занесён пыльной бурей. Это аномальное явление повторилось через девять лет, принеся существенные материальные потери для жителей. После этого они задумались о переезде в более безопасное место.
* На кладбище Бурсаков похоронили дочь первого протоиерея Черноморского казачьего войска Романа Порохни, она приходилась бабушкой последнему владельцу хутора.
* Юго-восточнее Красногвардейца располагается курганная группа «Абраменково 1», состоящая из трёх насыпей. Объект занесён в федеральный реестр и отнесён к недвижимым памятникам истории и культуры регионального значения.
Мирослав Чекан
Фото: Наталия Жученко
Использованы материалы из энциклопедического словаря Валентина Цветкова «География Каневского района».