Опытные туристы знают – в горах не до легкомыслия, не верующие в это, набивают шишки. Своим печальным опытом поделился наш читатель.

Лёгких не ищем мы путей

Устроить для своих «половинок» семейный отдых в Гуамке с другом детства Валеркой решили ещё зимой. Сами-то не раз бывали там – в корпоративных поездках. Правда, в компаниях с коллегами по работе дальше гостевой базы практически не выбирались. Да и по ущелью «прогуливались» всего-то пару раз – на паровозике.

Места в гостинице забронировали ещё весной. Снаряжение специальное не закупали – решили, что пройдём по ущелью пешочком, без экстрима. Супруга когда зимние вещи в кладовой шкаф складывала, нашла там мои старые кеды и предложила купить новую походную обувь. Жаль, конечно, было расставаться с раритетом – сколько в них было пройдёно… Купил себе новые-фирмовые кроссовки на толстенной подошве.

Время перед отпуском едва тянулось. В рабочем календаре вычёркивали дни – как перед дембелем. В курилке обсуждали с Валеркой, чем бы нам в горах жён удивить. Все злачные заведения в Гуамке и её округе знаем, но тут бы не проколоться – они строго следят за здоровьем, своим и нашим.

Решили совершить пеший поход по ущелью до самого Мезмая. Погуглили. Проложили маршрут – вдоль узкоколейки, практически по прямой…

В объятьях счастья

Первый день прошёл без привычных для нас с другом эксцессов: приехали, разместились, поужинали. Перед сном полюбовались звёздами – в горах ночное небо особенное, до него дотянуться рукой ничего не стоит.

Встали рано. Ровно в пять выдвинулись в путь – со станции, откуда отправляется экскурсионный паровозик, по узкоколейке вошли в одно из самых удивительных мест нашей планеты. Казалось, здесь Земля специально открыла свои недра – чтобы показать людям красоту и силу природы. С двух сторон над ущельем нависают скалы, внизу шумит река Курджипс.

Поддерживая имидж бывалых туристов, уверенно вели любимых в неведомое (и для самих себя – тоже). Потрясающую тишину нарушал щебет птиц, перешёптывание лёгкого ветерка с бурчащим о чём-то своём речным потоком. В антураже каменных стен, украшенных реликтовыми великанами и кустарниками, лопушками-цветочками, наскальными «слезинками», мхами и выглядывающими из-под раскидистых листьев папоротника грибными семейками, впали в необыкновенный восторг. Даже и не подозревали, какие мы с Валеркой романтики…

А поводов для романтического настроения – хоть отбавляй! Петляли парами то вверх по скальным «ступеням», то вниз – к реке, свернули к водопадам – красотища!!! Наконец дошли до конечной станции паровозика. А вот и он – тутукнул за поворотом и появился из туманной дымки, поднимавшейся снизу. Остановился. Вышли грибники с корзинками – в дождевиках и лёгких ботинках. Ранние экскурсанты, прилипшие взглядами к окнам, не рискнули – ёжились в вагончиках от утренней прохлады.

«Действительно, как-то сыровато, – заметил Валерка и успокоил женщин, – ничего, сейчас кофейку выпьем, пробежимся и согреемся». Свернули к кафешке – она только что открылась, и аромат утреннего напитка английских лордов разнёсся по округе. Привал. И очередной этап нашей походной дистанции к заветному Мезмаю (вычитали на туристических сайтах-путеводителях о его диковинках). И опять по кривой: вверх-вниз, к реке и к наскальным красотам. Бесконечные сэлфи и групповые фото на фоне скал, водопада, в бурлящем потоке Гуамки, с пробегавшим мимо спортсменом, на камне с ящерицей и под папоротником с капельками росы…

Другая сторона

Следующие после привала километры узкоколейки выдавали её возраст – паровозик здесь не ходит… То и дело попадались завалы и размытые селями овраги. Вверх-вниз, но уже вынужденно – в обход препятствий. Останавливаться для фотосессий стали реже…

Пересохшими от жажды губами шептал себе под нос: «Лучше бы на «джипах» по ущелью прогулялись. Почти ж убедил вчера всех, насколько это круто». Кум косился на меня, облизывая губы. Сошлись с ним около микроводопадика, слизнули поочерёдно с камня живительную влагу. Договорились – вечером в баньку, и без жён…

И вот он – выход из ущелья! Ожидаемый туристический мегаполис встретил нас довольно скромной поселковой местностью с коровьими лепёшками на тропинке… За шатким мостиком заметили магазинчик – прибавили шагу. Обогнала «газелька», пронеслась по мостику (!) и тоже направилась к сельскому гастроному – свежий хлеб доставила мезмайцам.

У входа встретили одного из них. Рассказал, что селями размыло дороги, и общественный транспорт в Гуамку временно не ходит. Посоветовал частного извозчика, махнув рукой в сторону белой двухэтажки, около которой ожидали клиентов «джипы» и квадроциклы. Купили по мороженке и полторашку минералки – проголодались, конечно, но выбор был так себе. Да и понадеялись на скорое возвращение в цивилизацию…

Видали мы такие дали

Две с половиной тыщи… в рублях, со скидкой – ничего себе, «пожалел» нас хозяин транспортного цеха! «Да за такие деньжищи сам всех донесу!» – погорячился в обещаниях Валерка.

Женщины охолонили его пыл обещанием, что дойдут сами. А я что – не мужик? Съели мороженки, минералочкой запили и – в обратный путь. По узкоколейке, не отклоняясь от неё ни на шаг. Красоты больше нас не радовали, о сэлфи забыли все. Дважды попали под дождь. Связи с миром никакой: видимо, каменные стены не пропускают сигналы станций сотовой связи, да и гаджеты наши разрядились.

Как добрались до кафешки – никто не помнит. Закрыто. Паровозик тоже не «ту-ту», сверили расписания – закрытие горной точки общепита совпадает с заключительным его отбытием с конечной станции. Все кэмэ прошли в полном молчании (лучший метод сохранить добрые семейные и дружеские отношения в такой ситуации!), измождённые от жажды, голода и неимоверной усталости мы едва волочили ноги.

Кстати, о ногах. Мои новенькие кроссовки ещё на полпути «туда» превратились в кандалы, но на долю Валерки выпали мучения покруче – тонюсенькие подошвы мокасин не защищали более ступни его конечностей даже от пылинок. Женщинам повезло – они не прислушались к советам «бывалых туристов» и приобрели во время дамского шопинга себе по паре лёгких полуспортивных ботиночков.

Выход есть

В ущелье смеркалось. Но вот он – просвет впереди: Гуамка! Местный рыночек – несколько продавцов встретили нас, будто родных. Кто-то из них аплодировал нам, одна старушка прослезилась: «Вернулись-таки, голубки!..»

Оказывается, они запоминают всех входящих в ущелье – особенно таких горе-туристов, как мы. И отмечают в каких-то своих мониторинговых фиксаторах туристической активности возвращение каждого, в противном случае поднимают тревогу. Добровольные помощники горной службы спасения.

Всё – нет больше сил, эта боль нестерпима! Уже виден гостиничный комплекс, где-то там наши номера с мягкими коврами на полу, нежным постельным бельём, душевыми кабинами и холодильниками, забитыми продуктами и напитками. Женщины рванули «в душик и накрывать на стол». А мы с Валеркой рухнули наземь. Оба разом, прямо около прилавка той старушки.

Разулись. Пальцы моих ног посинели до черноты и, оказавшись на воле, стали мгновенно опухать. Валеркины ступни покрылись кровавыми волдырями. Хоть на руках дальше иди… «Возьмите, ребятки, – предложила нам старушка какую-то вязкую субстанцию в маленькой баночке, – смажьте ноги и погодите чуток». Расспрашивать её, что это такое и из чего оно, не стали – воспользовались предложением.

Полегчало довольно скоро. Не заметили, как уже почти выплясывали перед старушкой, описывая приключения минувшего дня. Босоногие, огалтело радостные благополучному разрешению наших проблем. Старушка привычными движениями свернула свою лавочку, между делом продала нам по баночке своего эликсира здоровья. После чего напомнила: «Ждут вас, идите! Нечего тут пустыми желудками грохотать. Мазью перед сном ноги ещё раз натрите – завтра всё как рукой снимет».

Постскриптум

Назавтра смотрели в сторону гор совсем другими глазами. С утра уже передвигались на своих двоих, правда, только по номерам. В полдень, уже увереннее – за накрытый на общем балконе стол. А жёны наши, наоборот: слетали на рыночек, окунулись в бассейне, сфоткались на «джипах» и верёвочном мостике, посекретничали и подобрали наряды для вечерней дискотеки.

«Повезло им с нами, – заговорщицки подмигнул за обедом Валерка, – давненько такого активного отдыха не устраивали…». В ответ я промолчал другу о многом. И так же молча, одним взглядом, договорились с ним впредь не выходить в горы так называемыми гламурными туристами.

Бывалые туристы советуют

Чтобы не потеряться

Проложите маршрут по карте; распечатайте нужный фрагмент карты на бумаге, заламинируйте его; при заходе на маршрут обязательно сообщите об этом кому-нибудь (лучше спасателям!); не доверяйте гаджетам – мобильная связь может подвести в горах.

Башмачки по случаю

Подбирайте походную обувь правильно: по размеру, комфортную, на плотной подошве, старая пара надёжнее – новая может доставить массу неудобств.

Эхо подпоёт

Насладитесь музыкой гор, а если есть таланты и желание, возьмите в поход гитару; откажитесь от электронных музыкальных носителей – на маршруте можно попасть под дождь, в водопад или реку.

Паёк на пенёк

Обязательно возьмите в поход необходимое количество воды и продуктов, ничего лишнего, но с запасом – мало ли что: аппетит разыграется, задержитесь на маршруте или встретите кого…

Наша справка:

Гуамское ущелье расположено в верховьях реки Курджипс между хребтами Гуама и Лагонаки, длина – чуть более 5 км, глубина около 400 м. Резко обрываясь 400-метровыми скалами к долине реки, местами сужается до 2 м в ширину. Склоны скал покрыты реликтовыми лесами. Начинается в посёлке Гуамка, откуда идёт узкоколейка (остатки Апшеронской узкоколейной железной дороги протяжённостью 8 км, проложенной в 1930 г., связывавшей Гуамку с посёлком Мезмай). В результате оползня (2011 г.) участок дороги в верхней части ущелья оказался под завалом, полотно разрушено. По отремонтированному участку узкоколейки (1,7 км) прогулочный поезд из трёх вагонов регулярно перевозит туристов.

Сергей АРЖАНЫХ