Тому, что Каневская обустроена на месте бывших меото-сарматских поселений, имеется немало подтверждений.

Маяки древних культур

Известно, что ещё в V веке до н.э. в кубанской степи появились сарматы. Они соединились с местным населением – мирными, трудолюбивыми меотами, которые жили небольшими городищами. Уничтожая их поселения, позже через кубанские земли прокатились гуннские орды. Но меото-сарматская культура на века оставила о себе видимый след – высокими курганами и целыми курганными ансамблями, на пересменке второго и третьего тысячелетий официально признанными памятниками археологии.

Существуют и другие свидетельства – о возникновении по берегам реки Кубань славянских поселений и об основании Тмутараканского княжества, о захвате лакомой территории половцами и о вытеснении половских кочевников татарами, о начальных временах установления тоталитарной власти русских царей. Каждая из предшествующих культур оставила свои исторические «песчинки». Об этом и пойдёт сегодня разговор.

Такое близкое прошлое

На территории Каневского района официально учтено 283 памятника меото-сарматской культуры, все они относятся к III тыс. до н.э. – I тыс. н.э. В границах Каневской и окрестностях станицы, согласно утверждённому законом Краснодарского края перечню памятников истории и культуры, выявлено и охраняется государством более 20 курганов и курганных групп.

Были времена, когда курганы не вызывали пристального научного интереса, но как особенность рельефа местности, в перемежении с мокрыми балками, использовались казаками-первопоселенцами в градостроении и сельском хозяйстве. На одних устраивали главные площади куренных селений, сторожевые вышки, другие служили дополнительными площадями земельных наделов.

Многие памятники древней культуры безвозвратно утеряны при строительстве общественных зданий и жилищ каневчан, обустройстве коммуникационных систем, распашке сельхозугодий и добыче полезных ископаемых (вода, глина, газ и т.д.). Известны случаи, когда исследователи во время научных экспедиций выявляли среди домашней утвари старожилов глиняные изделия меото-сарматского периода. Об одной из таких находок хозяйка рассказала, что «цэ блюдцэ от бабушки осталось, затирку для борща в нём готовлю».

Листаем подшивки нашей газеты

«В 1964 году был построен газопровод Каневская – Усть-Лабинск. Полувековой срок его эксплуатации истёк, и строители Газпрома решили заменить отслужившие магистральные трубы на новые. Строительно-монтажные работы ведутся с крайних точек во встречном направлении. Слева от Прощальной балки – газопровод, тогда, пятьдесят лет назад, его проложили по краю одного из двух курганов, составляющих единую группу. На коротком участке, в границах курганной группы, вырыли траншею над газопроводом, а рядом ещё две – исследовательские. В них работала группа археологов краснодарского открытого акционерного общества «Наследие Кубани». Её начальник Павел Владимирович Соков был всезнающим и добрым экскурсоводом.

– За десять дней работы на этом кургане, – рассказывал он, – нам удалось вскрыть семь погребений. Все они относятся к эпохе бронзы и насчитывают около четырёх тысяч лет. Одно захоронение парное, остальные – одиночные.

– Что значит «парное»?

– На глубине в два с половиной метра первым был захоронен предположительно мужчина. Под ним хорошо просматривается подстилка из какого-то материала. На останках – хорошо сохранённая красная ленточка, расширяющаяся в средней части. Этот по форме миндалевидный центр – чёрного цвета. Над первым человеком на деревянном настиле был захоронен второй. В парном погребении наши специалисты обнаружили и несколько ритуальных предметов – две каменные плиты для размола зерна в муку, осколки глиняной посуды…

– Можно ли что-либо сказать о роде занятий наших предков?

– Учитывая места их расселения и в последующем – захоронения – вдоль рек и мокрых балок, а также с учётом найденных предметов, можно предположить, что основными видами их деятельности являлись земледелие, рыболовство, в меньшей степени – гончарное производство и ткачество, не исключено – товарный обмен с другими народами.

С помощью археолога мы обратили внимание на тот факт, что тела захороненных людей в своё время были посыпаны красной краской, что, являлось символом очищения людей от земных грехов. Стены погребальных ям обработаны белого цвета раствором».

Утеряны ли во времени?

Собиратель историко-краеведческих сведений каневчанин Николай Лемиш пишет:

«…Дом моего родного деда Никиты Ивановича находился напротив церкви, а два его брата имели торговые лавки на Южной площади. Северо-восточная её часть когда-то была занята старым кладбищем, там же до 50-х годов ХХ века находился небольшой курган, известный как «Шевченкова могыла». Рядом с ним – школа для детей казаков, построенная в 1906 году (снесена в 70-е годы). В 1925 году часть площади была отведена под строительство электростанции…». Об этом кургане вспоминают и выпускники СОШ № 7 (ныне – лицей), а в годы строительства на этом месте Дворца спорта «Победа» зимнее катание по заснеженному склону кургана было излюбленным занятием школьников.

Упоминает Николай Фёдорович и о безвозвратно утерянных курганах, возвышавшихся в другом районе станицы. Их не стало ещё при обустройстве Северной площади, разработке глинищ и развитии жилого района, некогда носившего народное название Солона.

Тому, что Каневская обустроена на месте бывших меото-сарматских поселений, имеется немало подтверждений: археологических находок, историко-краеведческих заключений, а, главное – рукотворных насыпей – курганов. Кто-то придаёт этому в некотором смысле мистический окрас, кто-то обвиняет первопоселенцев в вандализме по отношению к памятникам археологии. Но разве не послужили каневчанам древние сооружения культурной меткой для заселения на комфортном для проживания месте?

Надо отдать должное и последующим поколениям каневчан – за два с четвертью века они сумели частично сохранить мемориальный комплекс меото-сарматской культуры. И даже давали имена курганам, происходившие от фамилий основателей по близости с ними хуторов: Шевченко, Луц, Чумак, или обозначая их характеристики: Лысый, Высокий.

В начале третьего тысячелетия государство обратило особое внимание на курганы, как на историко-культурное наследие кубанских земель. Выявленные памятники археологии внесены в охранный реестр, на каждом установлены специальные метки в виде металлических пирамид.

Наша справка:

Курган «Луцева могила» находится вблизи Старой дороги, соединявшей Каневскую и Крыловскую, вблизи хутора Большие Челбасы. Назван по фамилии владельца хутора Луца Константина Корнеевича, одного из сыновей богатого казака Корнея Макаровича Луца, владевшего 500 десятинами земли по левому берегу реки Челбас. Старый Луц, его сыновья Павел и Фёдор основали свои хутора в один ряд, чуть восточнее хутора Бурсаки, а Константин – ещё выше по течению реки, возле высокого кургана, который позже и назвали «Луцевой могилой».

Материал подготовила
Елена БУТЕНКО
Фото: Игорь ПОГОРЕЛОВ, Валентин ЦВЕТКОВ