Как обычный хуторской мальчишка стал баянистом, как выпускник КГИК побывал на лунодроме, покорял кремлёвскую сцену и за что в 2018-м был удостоен почётного звания «Человек года»?

Гармошка, баян, луноход…

Ответы почти на все эти вопросы мы получили, побывав в гостях у директора новодеревянковской детской школы искусств Василия Божко.

– Василий Ефимович, когда и как пришла в вашу судьбу Музыка?

– Родители жили на хуторе Восточном (сейчас уже нет его), я родился в послевоенном 1949 году. Жили скромно, как большинство сельских семей того времени. Игрушек как таковых, а тем более музыкальных, не было. Играл тем и на том, что под руку попадалось. В шестилетнем возрасте научился выбивать ритмичные мелодии на маминых кастрюльках – устраивал на кухне целые концерты. Перед самой школой заболел, три месяца провёл в больнице. Школе пришлось меня подождать лишний год. Родители, чтобы чем-то утешить, исполнили мою заветную мечту – подарили гармошку. Стал на слух подбирать мелодии песен, доносящихся из динамиков родительского радиоприёмника «Родина-47».

– Кто дал вам азы нотной грамоты?

– Когда учился в 3-м классе, наша семья переехала в хутор Красный очаг. Очень пригодилось моё умение музицировать – я стал играть на танцах, где собиралась вся хуторская молодёжь. Тогдашние «хиты» разучивал по-прежнему на слух. Когда же построили клуб и в нём стали показывать кино, судьба свела меня с киномехаником-баянистом. «Что твоя гармошка, – сказал он, – вот баян!…». И взялся учить меня игре на своём инструменте, а самое главное – нотам. Было интересно получать новые знания, стал мечтать о собственном баяне.

– Неужели и эта ваша мечта исполнилась каким-то необычным образом?

– Можно и так сказать. Музыкальные инструменты всегда были да и сейчас остаются, дорогим удовольствием. Понимая это, написал письмо в Ростов-на-Дону – на фабрику, где было налажено производство баянов. Какая же была радость, когда в ответ с фабрики пришла посылка с новеньким инструментом. Тогда, в начале 1960-х, в Новодеревянковской баянист Сивченко давал, так сказать, частные уроки – детвора ездила к нему на великах со всей округи.

– Это был ваш старт в профессию?

– Скорее подготовка к старту… Его я взял уже старшеклассником, занимаясь в художественной самодеятельности Дома культуры «Коммунар» (ныне – «Нива») станицы Новоминской. Чуть позже работал баянистом в знаменитой агитбригаде «Подсолнушек», которая с успехом выступала на кремлёвской сцене для делегатов съезда ВЦСПС.

– Свою половинку вы очаровали музыкой? Расскажите, как начинались ваши отношения, как сложилась семейная жизнь.

– Мы вместе учились в школе станицы Новоминской. С 9 класса дружили, в начале семидесятых поженились. Конечно, музыка заняла в наших отношениях уверенную позицию и держит её до сих пор. Алла Павловна работала медсестрой в детском саду. У нас замечательные, уже взрослые, дети – дочь Ольга живёт в Ставрополье, сын Максим – офицер, служит в Брянске.

– Первый выпуск Краснодарского государственного института культуры – какими были вы, студенты отделения народных инструментов?

– Да такими же, как все обычные студенты этого вуза: молодыми, жизнерадостными и влюблёнными в будущую профессию. Готовили студенческие капустники, выезжали на сельхозработы в подшефное хозяйство, дружили и строили планы на будущее. Но как «народники» были, наверное, более востребованы в концертно-творческой жизни института – в качестве сольных музыкантов и участников вокально-инструментальных коллективов, аккомпаниаторов для певцов и танцоров.

– Как малая родина встретила дипломированного культработника?

– Радушно. Окончив институт в 1972 году, до призыва в армию работал в новоминском ДК на должности худрука.

– Поделитесь воспоминаниями о своей армейской службе.

– Солдатскую форму носить пришлось всего лишь год. Нас, 35 выпускников краснодарских вузов, отправили служить в Симферополь. Там в центре космической связи несли вахту по военной специальности «оператор»: во время дежурства сидели на самописцах. Фиксировали команды, передаваемые с Земли нашим космическим кораблям и спутникам, и обратные сигналы из внеземного пространства. Был в части и лунодром, в парко-хозяйственные дни с лунохода, как говорится, пылинки сдували.

– Не пришлось ли на это время расстаться с музыкой?

– Никоим образом! Буквально сразу получил от командования задание – организовать художественную самодеятельность в части. «В первой половине дня, – сказал ротный, – солдатскую службу будешь нести, а после обеда занимайся своей музыкой». Когда же взялся за дело, выяснилось, что среди сослуживцев было немало талантливых солдат, в том числе и профессиональные работники культуры. Создали вокально-инструментальный ансамбль и эстрадный оркестр, была у нас и солдатская хореография. Давали концерты в своей части, выезжали на гастроли по окрестным сёлам. Мне десятидневный отпуск в качестве поощрения дали, а в конце службы – звание ефрейтора.

– Демобилизовавшись, вернулись в Новоминскую?

– Да, но получил приглашение на должность преподавателя по классу баян в новодеревянковской музыкальной школе. В 1995-м мне вручили директорский портфель.

– В директорском кресле вы уже почти четверть века. За административно-хозяйственными заботами остаётся ли время для творчества?

– В последние годы почти нет. Особенно после того, как в дополнение к отделению музыкальных инструментов было организовано отделение хореографии, и мы получили статус детской школы искусств. Некоторые выпускники вернулись в школу педагогами, в целом преподавательский коллектив сегодня подобрался сильный, сплочённый, трудолюбивый. А вокальная группа преподавателей «Новая деревня», несмотря на свою относительную «молодость», уже завоевала почётное звание «народный коллектив художественной самодеятельности». Хозяйственные же хлопоты – они приятные, хотя и требуют к себе много внимания. Вот сейчас, к примеру, в левом крыле Дома культуры «Досуг», которое с 1973 года занимает школа, по заказу администрации Новодеревянковского сельского поселения ведётся реконструкция системы отопления. Так что в предстоящем учебном году будет в наших классах тепло, а в тепле, как известно, и мелодия легче льётся.

– Какими достижениями учеников особенно гордится школа?

– Педагоги и учащиеся школы занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Особая гордость школы – её выпускники, в том числе те, кто работает в именитых коллективах: Роман Литовка – в ансамбле «Русская песня» Надежды Бабкиной, Оксана Кузнецова – в краснодарской «Кринице». По окончании фортепианного отделения краевого музыкального колледжа имени Римского-Корсакова преподавателем по классу фортепиано в наш педколлектив влилась бывшая выпускница Карина Гуденко.

– Вашего выпускника Никиту Думчева станичники называют «человеком-оркестром». Действительно ли этот парень так одарён, и, как вы думаете, окончив в этом году школу, пойдёт ли он по вашему пути?

– Никита, завершив 5-летнее обучение по классу игры на баяне, ещё два года занимался дополнительно. Мы с ним все возможные дуэты переиграли. Да, он талантливый, целеустремлённый и трудолюбивый. Поставил себе задачу научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте и, приложив все необходимые усилия, показывает довольно впечатляющие успехи. Придёт ли он в нашу профессию – время покажет. Конечно, хотелось бы передавать эстафету молодёжи.

Вместо послесловия

На вопрос о том, за какие конкретные заслуги ему присвоено почётное звание «Человек года», Василий Ефимович деликатно уходит от ответа. Но на просьбу сыграть на баяне отзывается с удовольствием. Со словами «Давненько уже не брал в руки инструмент» уверенно растягивает меха, и звучит музыка. Слившись в единое целое с баяном, Василий Ефимович перестаёт быть директором и будто бы становится тем самым мальчишкой, получившим в подарок от родителей свою первую гармошку…

Беседовала
Василиса Зернова