С начала года жители района озолотили IT-мошенников уже на 38 миллионов рублей.
Некоторых забавляют истории про кибераферистов и их жертв. Типа: «Развели» очередного лоха. Со мной такое не случится никогда». Но, как известно: зарекаться – последнее дело. В общем, было бы смешно, если бы не было так грустно. Об этом – в очередном интервью с заместителем начальника Отдела МВД России по Каневскому району по оперативной работе Василием Джунём.
– Василий Иванович, сколько зарегистрировано фактов мошенничества, совершённых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий?
– На сегодняшний день в Каневском ОМВД по статье «Мошенничество» возбуждено 97 уголовных дел. Это на 52 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них раскрыто 18 злодеяний. Преступления в сфере IT-технологий, как правило, совершаются с использованием средств сотовой связи и интернета. Возраст пострадавших – от 35 лет и старше. Но попадаются случаи, когда жертвами аферистов становятся и 20-летние люди.
– Какие наиболее распространённые виды кибермошенничества в Каневском районе?
– По-прежнему «держатся на плаву» звонки из банков, а также покупка на интернет-сервисах для размещения объявлений о товарах, недвижимости и услугах, займы в интернете и звонки «попал в беду». Последнюю схему мошенники применяют уже лет пять, но она по-прежнему работает, обогащая преступников. Кроме того, все мы знаем, что вымогатели не топчутся на месте, а постоянно совершенствуются. Сегодня набирает обороты достаточно новая изощрённая схема с использованием искусственного интеллекта для подделки голосовых сообщений в социальных сетях и мессенджерах. Мошенники получают доступ к аккаунту жертвы и пишут её знакомым просьбы о переводе денег, подкрепляя их аудиосообщениями. Для их создания используются прежние голосовые сообщения жертвы. Как не попасть впросак? Очень просто – позвонить по видеосвязи и убедиться, тот ли человек попросил в долг.
– Можете рассказать о каком-либо резонансном случае, произошедшем в последнее время?
– Конечно. 24 июня в ОМВД России по Каневскому району обратился мужчина 1982 года рождения и рассказал, что в апреле нынешнего года он решил приобрести автомобиль Hyundai Santa Fe и стал просматривать объявления на интернет-сервисе. Нашёл объявление о продаже такого авто одной из компаний, которое, кстати, позже было заблокировано этим интернет-сервисом, и оставил заявку на покупку машины в чате, указав свои контакты. Через пару дней ему написал незнакомец, представившийся Павлом, подтвердил, что такой автомобиль имеется и выслал о нём информацию. После этого он попросил номер телефона каневчанина, чтобы, якобы, менеджер фирмы мог связаться с ним, а также указал номер своего. В тот же день ему позвонил в мессенджере ещё один незнакомец, который представился менеджером по продажам Анатолием, и прислал файл с реквизитами компании. Каневчанин попросил лже-Анатолия предоставить образец договора и информацию с фотографиями и видео автомобиля, что и было сделано. В течение нескольких дней они обсуждали условия по приобретению и доставке автомобиля Hyundai Santa Fe 2019 года выпуска, но тут выяснилось, что он был только с одним ключом. Каневчанин отказался от сделки. Анатолий предложил альтернативный вариант: приобрести автомобиль такой же марки, но 2020 года выпуска и немного дороже. Такой вариант покупателя устроил, они заключили с продавцом договор, после чего каневчанину пришёл счёт на оплату аванса 50 000 рублей согласно условиям договора. Покупатель перевёл эти деньги по указанным реквизитам и получил подтверждение об оплате по незнакомой электронной почте. Чуть позже ему прислали ещё два счёта на оплату стоимости автомобиля – 1 000 000 рублей и 767 584 рубля. Доверчивый покупатель перевёл и эти средства. Через шесть дней он получил фото автомобиля на автовозе как подтверждение его покупки у продавца. Ещё через неделю каневчанину пришёл счёт согласно договору на оплату доставки и таможенных пошлин – 480 617 рублей. Эти деньги покупатель также перевёл на банковскую карту продавца. После каждой оплаты получал подтверждение по той же электронной почте. Также ему прислали фотоотчёт стоящего на автовозе автомобиля с белорусскими номерами. При общении в мессенджере лже-Анатолий сообщил, что автомобиль ориентировочно доставят через неделю. Чуть позже каневчанин связался со старшим менеджером Дмитрием. Тот сказал, что после прохождения таможни с ним свяжется представитель компании и выдаст ему машину. Остальные платежи нужно будет оплатить после доставки автомобиля. Через неделю Дмитрий перезвонил и сообщил, что на таможне дополнительно требуют 6000 долларов США. Покупатель ответил, что таких денег у него нет, и попросил предоставить информацию, на основании чего на таможне требуют дополнительную оплату. Внятного ответа не последовало. Через 10 дней во время очередного разговора Дмитрий предложил каневчанину заполнить и прислать заявление о возврате денежных средств. Тот, в свою очередь, попросил прислать информационное письмо или другой документ с указанием причин расторжения договора со стороны продавца. После этого ни Дмитрий, ни Анатолий на связь с ним не вышли. Каневчанин послал обращение на электронную почту, по которой приходили подтверждения об оплате, но также не получил ответа. Затем он нашёл в интернете электронную почту руководителя компании, якобы продававшей автомобиль, описал ему сложившуюся ситуацию и получил ответ: «Вы стали жертвой мошенников, которые пользуются данными нашей компании и обманывают доверчивых людей. Никаких денег от вас не поступало, рекомендую обратиться в полицию». В общей сложности кибераферисты сорвали куш с каневчанина в размере 2 298 300 рублей, из которых 1 248 300 – личные накопления жертвы и 1 050 000 – кредитные средства.
– Сегодня возросло количество мошеннических действий при использовании популярных мессенджеров WhatsApp* и Telegram. Ввиду того, что они не входят в юрисдикцию Российской Федерации, полицейские не могут получить необходимые сведения. Как себя обезопасить в мессенджерах?
– Нужно обязательно включить двухшаговую проверку авторизации – дополнительную функцию, усиливающую защиту вашего аккаунта. Чтобы её включить, нужно открыть WhatsApp*/ настройки/аккаунт/двухшаговая проверка/включить. Эта функция позволит подключаться к аккаунту не только с помощью SMS-сообщений, но и личного PIN-кода, который устанавливает сам пользователь. При наличии этого PIN-кода, привязанного к устройству, мошенник не сможет получить доступ к профилю, даже если перехватит SMS-сообщение с секретным кодом.
– Что делается в плане профилактики IT-мошенничества?
– Совместно с работниками администраций муниципалитета и сельских поселений мы постоянно проводим профилактические мероприятия в населённых пунктах нашего района: сходы граждан, собрания в школах, встречи в организациях и на предприятиях. Отмечу, что это даёт положительный результат: по итогам шести месяцев 2024 года количество зарегистрированных онлайн-преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 52. Но по сумме ущерба мы практически стоим на месте – из всех возбужденных уголовных дел до 70% – это преступления по статье «Мошенничество», 30% – другие. То есть львиная доля злодеяний приходится на преступления, связанные с обманом доверчивых граждан. Причём из этих 70% – 56% составляют тяжкие составы преступлений, когда потерпевший теряет более 250 тысяч рублей. И до 10%, когда ущерб попавшегося на «удочку» аферистов составляет более миллиона рублей. Ежедневно участковые уполномоченные полиции и сотрудники ППС проводят рейды и раздают памятки о том, как не стать жертвой IT-преступников.
* принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена
Наталья Иванова
Фото: Иван Базалий