А сколько всего подобных персонажей насчитывает сказочное царство-государство Татьяны Козыревой, ей и самой назвать трудно.

Антоновна, Кузьмич и другие

Увлечение народным творчеством – это уже тренд нашего времени. Многие из таких людей создают группы, учатся друг у друга разным новинкам, обмениваются опытом, делятся идеями, проводят выставки своих поделок.

Но есть и те, кто занимается им не столь масштабно, не напоказ, в своё, так сказать, удовольствие, раскрашивая обыденные дни в разные цвета. К такому человеку с «сюрпризом» мы сегодня и направляемся. И вновь – в станицу Стародеревянковскую.

На круги своя

Стольких встречающих мы, честно сказать, никак не ожидали: в просторной кухне Татьяны на диване собралось целое семейство разных по возрасту и размеру кукол. Работы просто завораживают. Хотелось быстрее с ними познакомиться, но всё же сначала решили больше узнать об их создателе.

– Времени рассказывать о себе от рождения до дня сегодняшнего много надо. Сама иногда удивляюсь, как вот уже почти семь лет живу «осёдлой» жизнью. Ну, почти. Моя малая родина – Челбасская, но после переезда нашей семьи росла в Каневской. Окончив восемь классов 50-й школы (сейчас – 6-я), поступила учиться в Краснодарское СПТУ на цветовода-декоратора, потом был заочный факультет Анапского сельскохозяйственного техникума, – вспоминает Татьяна. – Работала садоводом в Гаграх, жила в общежитии. Но мечтала… о службе в армии. За военкомом пришлось полгода с подружкой бегать, ведь в Абхазии для женщин это вообще не предусмотрено. Уговорили. Получили направление в Туркмению, в город Красноводск, где получили профессию планшетиста и два года отслужили в части ПВО. После «дембеля» вернулась в Каневскую, пошла на строительство комбикормового завода, что велось на территории элеватора. Трудилась транспортёрщицей. Одной из первых женщин в районе отучилась на курсах по вождению, рассекала на отцовской «Победе», занималась автокроссом, даже заняла 1-е место на соревнованиях в крае.

Я слушаю и никак не могу представить себе картинку: армия, вождение авто и… куклы. А Татьяна тем временем продолжает:

– Но родители вдруг задумали уехать на Север, на Ямал. Ну и я вместе с ними. Устроилась телефонисткой на предприятие стройсвязи. Около 30-ти лет там прожила, замуж вышла. А вот сын и дочь здесь, в Каневской, на свет появились, специально приезжала. Затем был Новый Уренгой, посёлок Ягельный, Омск, пгт Марьяновка, где я работала начальником мельницы… Повидала и заморские дали. Всё это было в прошлом, а потом состоялся и переезд в настоящее – на родную кубанскую землю. Но уже не в Каневскую, здесь, в Стародеревянковской, дом выбрала, какой хотела: и чтоб добротный был, да с большим двориком, да с огородиком…

Кукла Маша, кукла Даша…

Дети выучились, я ими горжусь. К тому же подарили мне четырёх прекрасных внуков. Правда, они – не частые гости у бабушки, живут далеко. Очень скучаю, но я вот такой многочисленной толпой домочадцев обзавелась. Ведь они неживые, пока не обретут своё имя. А оно есть у всех.

И Татьяна начинает перечислять, как зовут каждую из кукол, раскрывать историю их появления на свет. А мне так и чудится: вот встанет во весь рост мастеровой Кузьмич и начнёт орудовать своей отвёрткой, помогая любимой хозяйке в ремонте; замелькают спицы в руках у Антоновны, порождая незатейливый узор очередной вещи; займётся воспитанием кукол-пеленашек Анфиска… Но пока они сидят и, кажется, с интересом слушают, и впервые узнают о жизни и судьбе своей создательницы.

– А как же пришли к такому резкому повороту в увлечениях, когда творческая жилка проявилась? – спрашиваю.

– Так ведь не с нуля начинала. Давно вяжу спицами, крючком и на своей помощнице «Неве-5» носильные вещи, шью простенькие – на швейной, которые нужны в повседневной жизни, – отвечает женщина. – Даже сейчас если на море выезжаю, крючки с собой беру – скучно мне там без рукоделия. Да и техническая сторона никуда не делась: хотя мне уже 66, за рулём я до сих пор, даже грузовые авто водить могу. А с творчеством… Есть такое время года – зима, когда можно отдохнуть от хозяйственных дел во дворе, на огороде. Вот так однажды посмотрела в интернете несколько мастер-классов, стала потихоньку осваивать. Желание к самообразованию подарило радость первых и последующих работ. Появились куклы – ватные, текстильные, вязаные. Валянием занимаюсь. Вот, видите, какие у домовёнка валенки? В ход идёт всё: текстиль, пряжа, синтепон, вата, краски, пластик, силикон, козий пух… Так что и изготовить куклу можно найти из чего, и одеть во что. Удалось смастерить даже целый сюжет на тему «Зимние забавы».

С каждой удачей интерес только рос, и уже на сегодняшний день творческие идеи Татьяна черпает, что называется, полной ложкой. И придаёт изделиям свои характерные особенности. Она их не делает, а именно творит. Душой, сердцем. Вот из бросового материала – упаковочной подложки под ламинат – из-под её руки вырастают большие напольные цветы, расписаны двери мастерской, чтобы было привлекательно, иногда Татьяна и мебель реставрирует. А ещё повиновалась ей… поэзия. С некоторых пор пишет женщина стихи – и для взрослых, и для детей. Сказки в стихах. Как она сама объясняет, началось всё до смешного неожиданно: с 12-часового авиаперелёта. Был такой стресс, что вдруг захотелось говорить в рифму. С тех пор и пошло-поехало. У неё уже есть небольшой сборник разноплановых стихов.

– Причём никогда не пишу черновики, получается сразу набело, – говорит Татьяна.

Талантов много не бывает

Когда мы вышли во двор, оказалось, что наша героиня открыта и ещё одному творческому делу – рисованию. На стенах летней беседки красовались небольшие картины – её работы.

– С чего же их пишите? – спрашиваю.

– По памяти. Из матушки-природы сюжеты черпаю. Ведь красота – она повсюду. Представляю себе пейзаж, почувствую запах земли, травы, деревьев, увижу, как облака плывут по небу, услышу, как журчит речка, – пора. Делаю набросок на фанерке и пускаю в ход акриловые краски. Конечно, здесь далеко не все работы – многие уже раздарила, – объясняет Татьяна. – Но не исключено, что могут появиться новые. И пусть это не шедевры, но на них – жизнь как она есть.

Разглядывать вещи, выполненные руками Татьяны Козыревой, можно часами. Каждая из них – маленькая нота народного творчества, которое будет жить благодаря таким умельцам. Огорчает одно: жаль, что всю эту красоту видит малое количество зрителей. Мы, конечно, постарались приоткрыть дверцу в её сказочный мир, но, может, впору задуматься ей о большом выходе на люди?

Р.S. Узнали мы в этот день, что у Татьяны Фёдоровны большое хозяйство – она пригласила нас на экскурсию по своему участку. Но об этом – в другой раз.

Больше фотографий работ Татьяны Козыревой смотрите в нашем сообществе в соцсети «ВКонтакте».

Светлана Протопопова
Фото: Наталия Жученко