Дистанционное мошенничество становится всё большей проблемой. Жулики придумывают новые схемы, в которые попадают не только доверчивые пенсионеры, но и люди среднего возраста, молодёжь и даже дети.

Телефонный капкан

В 2024 году по статье «Мошенничество» в Отделе МВД России по Каневскому району зарегистрировали 53 преступления.

Основными видами мошенничеств в районе остаются:

1. Звонок лжесотрудников службы безопасности банка с предложением защитить свои счета и перевести деньги на «безопасный», где они и оседают безвозвратно.

2. Звонок «липового» сотрудника портала «Гос­услуг»: «Ваш договор на SIM-карту закончен, и связь будет отключена, если не продлите его».

Запомни!

На самом деле договор бессрочный, и расторгнуть его вы можете в одностороннем порядке по собственному желанию и никак иначе!

3. Игра на бирже. На фейковых страницах вас могут очень долго «разводить», подкидывая небольшие выигрыши. Проблема усугубляется, когда выигрыш не удаётся вывести и получить наличные средства. Например, таким образом каневчанина обманули на 7 миллионов 600 тысяч рублей кредитных денег.

4. Набирающая обороты схема – видеозвонок через мессенджеры. Аферисты звонят, не стесняясь показывать лицо и облачаясь в форму сотрудников спецслужб. Они втираются в доверие и по ситуации подбирают удобную схему развода.

Запомни!

Правоохранители никогда не будут этого делать – если понадобится ваше содействие, вас вызовут повесткой.

Звонок руководителя

Как только человек начинает общаться с «липовыми» силовиками или банковскими служащими, как только он хоть на секунду даёт слабину – из телефонного капкана уже не вырваться. Мошенники придумывают новые способы обмана доверчивых абонентов. Один из них – звонок начальника. На такую «удочку» в марте попалась каневчанка, работающая в детском дошкольном учреждении. В одном из мессенджеров ей позвонила лжезаведующая этим детским садом. Причём, её голос был похож на голос реального руководителя, поэтому звонок не вызвал подозрений. Женщина сообщила, что к ней приезжал из Москвы сотрудник ФСБ, взял списки работников детсада, так как ему якобы нужно было пообщаться с каждым, а по какому вопросу – расскажет лично. Через 4 дня в том же мессенджере каневчанке позвонил мужчина, представившийся силовиком, и спросил, звонила ли ей заведующая детсадом. Получив утвердительный ответ, мошенник спросил, перечисляла ли каневчанка в Украину 200 тысяч рублей и брала ли в банке кредит на 3 миллиона рублей. Та всё отрицала. Тогда «эфэсбэшник» объяснил, что от её имени перечислены деньги в сопредельное государство и взят кредит. И что ей в ближайшее время позвонят сотрудник Центробанка и следователь. Так и произошло. Представившаяся Оксаной Сергеевной Лариной лжесотрудница банка связалась с каневчанкой и попросила помощи в поимке мошенников среди банковских работников, так как перевод денег и взятие кредита в отсутствие потерпевшей могли совершить только они. Аферистка добавила, что женщине нужно сходить в банк и снять со счёта 1 400 000 рублей, которые действительно у неё были – личные сбережения за несколько лет. При этом каневчанка не говорила Лариной, что на счёте имеется указанная сумма, но аферистка откуда-то знала об этом. Вопрос: откуда? Далее – ещё интереснее. Ларина попросила доверчивую женщину проследить в банке за поведением сотрудников – кто из них нервничает, тот и мошенник. Но перед этим нужно было дождаться звонка следователя. Тот позвонил, представился Русланом Александровичем Борисовым и повторил слова Лариной: снять в банкомате деньги, следить за сотрудниками и затем отзвониться ему. Женщина чётко выполнила рекомендации и отметила, что ничего подозрительного в поведении банковских работников не заметила. Мошенник сказал, что с потерпевшей свяжется Ларина с дальнейшими указаниями. Та позвонила, но уже в другом мессенджере, и попросила каневчанку скачать приложение Mir Pay, где будет открыта карта, на которую необходимо внести 1 400 000 рублей, указав определённый пин-код. Эти деньги поступят якобы как помеченные, и таким образом они проверят банковских сотрудников, пытающихся похитить деньги мошенническим путём со счетов каневчанки. При этом она продиктовала потерпевшей, как нужно установить приложение и данные карты, а также объяснила, как им пользоваться. Аферистка добавила, что женщине нужно подъехать к гипермаркету одной из торговых сетей и через банкомат внести всю снятую сумму на продиктованный номер карты. Но потерпевшей даже под диктовку Лариной не удалось выполнить эту операцию. Тогда мошенница сказала, чтобы каневчанка подошла к банкомату другой финансовой организации и по её указаниям внесла 1 385 000 рублей несколькими частями: 285 000, 295 000, 295 000, 200 000, 300 000 и 10 000 рублей на номер карты, который в приложении не сохранился, так как Ларина попросила его удалить. После внесения денег аферистка поблагодарила каневчанку за помощь и прекратила разговор.

– Раньше я слышала о разных способах мошенничества, но в данном случае поверила голосу. Вечером связалась с заведующей нашим детским садом и спросила, звонила ли она мне несколько дней назад. Та ответила: «Нет». Только тогда я поняла, как хитро меня «развели», – рассказала полицейским пострадавшая.

Доигрался

В последнее время телефонные мошенники в качестве жертв всё чаще выбирают детей. Покупка одежды, молодёжных девайсов или кодов из онлайн-игр с помощью интернета оборачивается для их родителей серьёзными финансовыми проблемами. Кибер­аферисты не только создают странички-двойники известных онлайн-магазинов, продают несуществующие ссылки на коды для продвижения игр, требуя незамедлительной 100%-ной оплаты, но и буквально заставляют детей через родительские телефоны оформлять кредиты и переводить огромные суммы на неизвестные счета, манипулируя подростковой психикой. Среди преступлений, зарегистрированных каневскими полицейскими, уже есть и такие.

– Я играю в онлайн-игру, где можно покупать оружие за деньги. Недавно в мессенджере высветилось сообщение, что в такой-то группе есть коды для игры. После того, как я зашёл в эту группу и оставил свой номер телефона, мне стали присылать сообщения неизвестные люди. Они писали, что для подтверждения заказа им нужен телефон родителей. Я взял телефон папы, и эти люди написали, что нужно позвонить по видеосвязи и навести камеру на телефон. И хотя я не знал папин пароль от онлайн-банка, но смог его подобрать. После этого они сказали, что необходимо вводить цифры, что я и сделал. А наутро родители мне сообщили, что я оформил кредит на 180 тысяч рублей и перевёл их мошенникам, – объяснил полицейским одиннадцатилетний школьник.

– Сотрудники отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Каневскому району постоянно проводят профилактические беседы с детьми и подростками, направленные на предотвращение электронных видов мошенничеств. Но этого мало. Аферисты используют различные уловки, чтобы обмануть школьников и добраться до их карманных денег или до банковских счетов взрослых. Поэтому просьба именно к родителям: вы обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей. Современные подростки – активные пользователи интернета, и они должны знать правила кибербезопасности. Ребёнок может выбрать понравившуюся ему вещь в онлайн-магазине, но его заказ и перевод денег – это уже взрослые дела. Школьник не должен знать не только пароль от онлайн-банка отца или матери, но и ваш телефон обязательно нужно запаролить, – подчеркнула Ульяна Гринь.

Справка

Технология моделирования звука с помощью искусственного интеллекта называется дипвойс. Голос является уникальным идентифицирующим признаком каждого человека. В телефонных звонках доверие между знакомыми собеседниками моментально устанавливается, если они слышат и узнают голос друг друга. Однако с ростом популярности ИИ доверием стало проще манипулировать. Аферисты используют ИИ для клонирования голоса и затем отправляют поддельные голосовые сообщения или звонят контактам жертвы.

Наталья Иванова
Фото: архив КЗ