Исторический очерк о становлении Каневской типографии.
Во второй половине декабря 1926 года к пустующему дому недалеко от центра станицы Каневской подъехали трое саней. Из них крепкие на вид мужики выгрузили три больших ящика, в которых находилось типографское оборудование, переданное вновь образующемуся предприятию в Каневской из города Ростова-на-Дону. Сюда его доставили на поезде, а затем со станции на лошадях.
В ящиках лежали различные приспособления, необходимые для работы, шрифты, не новая, но еще неплохо сохранившаяся немецкая печатная машина «Медлинг». Приехавший с грузом мастер. внимательно осмотрел дом, постройки, колодец во дворе и, удовлетворенный увиденным, закурил и даже угостил городскими папиросами рабочих. Уверенно стал командовать, куда какой ящик заносить.
Дом, в котором стала размещаться новая типография, по рассказам старожилов, принадлежал местному богачу. Поговаривали, что он уехал за границу еще в начале 1920 года. С тех пор здание пустовало, никто не предъявлял на него свои права. Местный ревком берег его на какие-то свои нужды, но встал вопрос о необходимости выпуска газеты, а также начала осуществляться программа ликвидации безграмотности по стране. Надо было печатать простейшие учебники.
Первоначальный штат типографии состоял из трех человек: заведующий типографией, верстальщик и рабочий-вертельщик. Заведующий (мастер из Ростова) составлял тексты, макеты, затем вместе с верстальщиком готовил гранки, а затем их печатали. Это была, пожалуй, самая сложная и трудная операция в печатном деле, так как печатный станок приходилось запускать вручную. Рабочий-вертельщик крутил большое колесо, от которого по ремням движение передавалось на печатный барабан.
Символично, что первой печатной продукцией, выпущенной Каневской типографии, была листовка, призывающая смело идти вперед, к свету, научиться каждому советскому человеку читать и писать. Надо сейчас отдать тому времени должное: на огромном пространстве необъятной страны большая часть населения училась грамоте.
Первые годы работы типографии ознаменовались выпуском листовок, плакатов и бланков. Примечательно, что выполнять заказы приходилось не только для учреждений и предприятий Каневского, но и близлежащих районов. К началу тридцатых годов типография несколько расширила штаты, получила новые газетные шрифты и стала готовиться к выпуску газеты, ради чего, собственно, и была создана.
Как отмечено в книге Валентина Цветкова «У слияния трех рек»: «…Первый номер районной газеты «Знамя ударника» вышел в свет 15 мая 1931 года. Редактировал газету А.А. Сиволапов. Газета стала выходить 12 раз в месяц тиражом 3 тысячи экземпляров и являлась органом райкома ВКП (б), райисполкома и райколхозсоюза. С самого начала газета правдиво отражала ход организационно-хозяйственного строительства еще молодых колхозов, борьбу с кулачеством».
Хотя коллективы редакции и типографии выполняли различные производственные функции, выход газеты стал общей победой, потому что голос газеты стал доходить до самых отдаленных населенных пунктов Каневского района. Так, в одной упряжке, они шли почти девятнадцать лет, прервав свою работу лишь на период с августа 1942 по февраль 1943 года, когда наш район оккупировали немецко-фашистские захватчики.
В короткие сроки, восстановив разрушенное войной хозяйство, советский народ приступил к новым социально-экономическим преобразованиям. Новшество коснулось и типографии, которая отделилась от редакции газеты и стала самостоятельно вершить свои хозрасчетные и финансовые дела. Руководители типографии тех лет, как и нынешних времен, были люди очень способные, грамотные, политически состоявшиеся. Они были на виду, с их мнением считались. Чаще других категорий специалистов их выдвигали на руководящие должности, с чем связана частая сменяемость руководителей типографии. Год-два и товарищ шел на повышение.
Заметный след в истории нашей типографии оставил директор Колесников Яков Емельянович, который наряду с решением экономических проблем успешно выполнял технические задачи. С первых дней работы он поставил цель: обеспечить перевод типографского производства на сетевую электроэнергию вместо громоздкого дизельного движка Л-6. И это ему удалось. Уже в 1954 году свет от государственных линий электропередач зажегся в цехах типографии. Вторую свою программную задачу – обновить оборудование и перевод его на электропривод он решить не успел пошел на повышение.
Весьма продуктивным для типографии был период с 1956 по 1962 годы, когда руководителем стал Терехов Иван Максимович. Инженер по призванию, он активно приступил к внедрению новых достижений технического прогресса. Именно ему принадлежит инициатива приобретения электронно-гравировального автомата (ЭГА) для нарезки клише. Так, впервые на страницах районной газеты (она стала называться «Заря коммунизма») и уборочных плакатах начали появляться изготовленные у нас, на месте, фотографии. А до этого приходилось пользоваться фотоматериалами ТАСС или готовить клише в краевом центре. Необходимо подчеркнуть, что такой агрегат имела далеко не каждая районная типография. Удалось Ивану Максимовичу вместе с типографскими умельцами и рационализаторами собственными силами перевести печатные машины на электропривод. Это была для тех лет большая техническая победа, которая вывела коллектив Каневской районной типографии в число лучших в полиграфической отрасли Кубани.
Путь к техническому совершенству продолжила новый директор (бывший корректор) – Шорохова Дина Семеновна. Именно в период ее правления свершилось небывалое: на вооружение поступила из Ейска новая линотипная машина, о которой многие были наслышаны, но в возможность существования не верили. Не удивительно ли: машина сама отливает строчки, не нужен столь утомительный, тягостный и бесконечный труд наборщика. В первые недели работы линотипа ее хозяину – первому линотиписту Позднову Федору Ермолаевичу – приходилось объяснять многим экскурсантам принцип работы машины и ее сильные стороны. Линотип не только ускорял процесс набора текста, но и значительно снижал себестоимость продукции, что было также важно для коллектива и заказчика.
За активную работу по внедрению научно-технического прогресса и большой вклад в развитие издательско-полиграфического производства коллектив типографии был отмечен серьезной наградой: ему вручили Переходящее Красное Знамя краевого комитета партии и крайисполкома. Это еще больше сплотило коллектив, который и так отличался крепкой дружбой. Редактор газеты «Заря коммунизма» Федор Филиппович Яцун рассказывал, что конец шестидесятых и начало семидесятых годов для него, как редактора, был самым продуктивным в его работе. Газета выходила без типографских погрешностей, с красивым набором, без какихлибо задержек. Труженики типографии очень дорожили своей работой и не уходили домой до тех пор, пока не заканчивалось печатание очередного номера районки. Бывало, что задерживались далеко за полночь. Было трудно с запасными частями, с бумагой, которую приходилось собирать буквально по крохам. Иногда выручала редакция газеты «Советская Кубань», которая передавала в нашу типографию непригодные для них лопнувшие рулоны и на этих обрезках приходилось печатать «Зарю коммунизма».
Оснастив новыми машинами свое производство, коллектив типографии совместно с коллективом редакции приступил к реализации заветной мечты: построить новое здание. Неожиданно быстро нашлась поддержка в лице первого секретаря райкома партии П.П. Чубова и председателя райисполкома Н.Д. Мотько. К этой работе подключились государственные структуры, согласились принять долевое участие крупные колхозы Каневского района.
Во все времена существования типографии работа здесь считалась престижной. Еще тогда, для желающих работать, устраивались строгие проверки: на знание русского языка, способность активно и добросовестно трудиться. К тому же приходилось учиться. В конце 50-х годов кадры для типографии готовились в городе Майкопе, где при местном профессионально-техническом училище было отделение по подготовке наборщиц ручного набора.
Каневская типография еще не имела собственной линотипной машины, поэтому газету и бланочную продукцию набирали вручную, по одной буковке. А когда на вооружение поступил линотип, всем казалось, что это — чудо. Да это и была фантастика: умная машина собирала по буковке и отливала из них строчки!
– Нам работа линотипа действительно казалась чудом! – вспоминает ветеран полиграфической промышленности Алла Алексеевна Куменко, чей трудовой стаж составляет 45 лет.
Вместе с новым оборудованием появились новые строчки, газетные гранки. От наборщика (теперь его стали называть уважительно «метранпаж») уже требовался новый, более творческий подход к делу. Сложнее стала верстка газетных полос, но заметно улучшилось качество. Читатель с восторгом принял красиво сверстанную газету и высоко оценил работу коллектива. Такая поддержка вызывала положительные эмоции, способствовала творческому росту всех, кто делал газету.
В середине семидесятых годов в типографии помимо районной газеты издавались еще четыре многотиражки: орган парткома и правления колхозов «Победа», имени Калинина, имени Ленина и имени Кирова. Эти четыре хозяйства внесли для строительства здания редакции и типографии существенную долю средств. За сравнительно небольшой срок строители выполнили свою программу и уже в 1977 году оборудование типографии и ее сотрудники разместились в просторных и светлых помещениях.
По-своему интересна история появления в типографии новой печатной машины ПС-А3. Ее выпуск освоил Ейский завод полиграфических машин, являющийся тогда вторым в стране по конструкторской новизне и производственной мощности. Машина не уступала лучшим европейским стандартам и получила золотую медаль на одной из престижных московских выставок. Многие солидные издательства страны посылали в город Ейск свои заявки, подписанные на самом высоком министерском уровне.
Одна из таких машин из выпуска первого десятка попала в Каневскую типографию еще в 1975 году. А попала вот каким образом: когда заговорили о новой печатной машине, которой не требуется ручная подача бумаги, тогдашний директор типографии Редкобородый Георгий Андреевич обратился к председателю колхоза имени С.М. Кирова (хозяйство расположено в станице Новоминской) Переверзеву Ивану Николаевичу с просьбой ходатайствовать перед директором Ейского завода полиграфических машин Воликом Николаем Григорьевичем о выделении одной печатной машины ПС-АЗ для Каневской районной типографии. Директор завода Н.Г. Волик, сам уроженец станицы Новоминской, не смог отказать земляку. В первом квартале 1975 года, собрав печатную машину сверх планового задания, коллектив завода принял решение отправить ее в нашу типографию. Оплату ее производил колхоз имени С.М. Кирова.
Умную машину самостоятельно собрал и запустил в эксплуатацию прекрасный печатник, человек с инженерной смекалкой Евгений Григорьевич Телятник, неоднократный призер краевых соревнований печатников.
Почти десять лет директорствовал в типографии Г.А. Редкобородый, внесший славную лепту в историю типографского коллектива. Он строил интересные планы, но преждевременная смерть от инфаркта миокарда не дала им свершиться. Но в памяти он остался как очень способный человек, прошедший путь от линотиписта до руководителя.
Помимо хороших директоров, коллективу везло и на хороших людей, которых нынче принято считать спонсорами. Те далекие благодетели помогали не только деньгами, но и советами, общественной поддержкой, что также было важно и ценно. Постоянную помощь коллективу в реализации планов прогрессивного переустройства типографии оказывали: Дважды Герой Социалистического Труда, председатель колхоза «Победа» Вадим Федотович Резников, Герой Социалистического Труда, председатель колхоза имени М.И. Калинина Кузовлев Анатолий Тимофеевич, Герой Социалистического Труда, председатель колхоза имени С.М. Кирова Переверзев Иван Николаевич. Большая благодарность председателю колхоза имени В.И. Ленина Кочегуре Анатолию Тимофеевичу, первому и второму секретарям Каневского райкома КПСС Чубову Петру Прокофьевичу и Репину Борису Ивановичу, начальнику Россельэнерго Егущенко Василию Ивановичу и многим другим, которые словом и делом содействовали техническому обновлению Каневской типографии.
Последние семнадцать лет типографией руководит инженер по образованию Цыгулев Александр Николаевич. Человек пытливый, прекрасный организатор, хорошо разбирающийся не только в экономических законах, но и в человеческой душе, не боящийся засучивать рукава и ремонтировать машины и станки, проводящий на работе времени больше, чем положено по инструкции. Только благодаря его неукротимой энергии коллектив смог выжить в сложных экономических условиях перехода на рыночные отношения и спасти свое производство.
По его инициативе появились офсетная машина «Ромайор R- 313», другая офсетная машина «ПОЛ-54», осуществляется компьютерный набор и верстка, а также многое другое. Освоено два способа печати: высокий и офсетный, выпуск бланков, этикеток, печать газет, книг и журналов.
На 1 января 2006 года в типографии работают 17 человек, в основном молодые люди, средний возраст которых едва ли перевалит за 30 лет. Но это уже опытные специалисты, способные решать на высоком уровне любые полиграфические задачи. В последние годы от заказчиков нет претензий к качеству продукции. Многие в районе и за его пределами стали постоянными партнерами.
Два бывших сотрудника типографии – наборщик Сторчак Рита Федоровна и мастер Чугуй Ольга Борисовна носят звание «Заслуженный полиграфист Кубани».
РУКОВОДИТЕЛИ КАНЕВСКОЙ ТИПОГРАФИИ
1951 год – Бородаенко Мария Николаевна
1951 – 1952 – Туровинина Анна Андреевна
1953 – 1955 – Колесников Яков Емельянович
1955 – 1956 – Белкин Илья Васильевич
1956 – 1962 – Терехов Иван Максимович
1962 – 1964 – Шорохова Дина Семеновна
1964 – 1972 – Нестеренко Григорий Михайлович
1972 – 1973 – Шорохова Дина Семеновна
1973 – 1975 – Васильев Владимир Георгиевич
1975 – 1984 – Редкобородый Георгий Андреевич
1985 – 1988 – Дюдюкин Игорь Павлович
1988 – настоящее время – Цыгулев Александр Николаевич