Наталья Сопова – участница Всесоюзной ударной комсомольской стройки

Даёшь Амур! Даёшь Байкал!

В следующем году БАМ отметит полвека с начала строительства. Тысячи комсомольцев со всего СССР ехали к берегам Байкала и Амура. Среди них была и наша землячка. Наталья Сопова отдала «стройке века» 10 лет – в разное время работала кладовщиком, кассиром и продавцом.

Судьба моя, мечта моя – далёкие пути

Решиться на «путь от отчего порога в малоизвестные края» супругам Соповым подсказали знакомые, работавшие на БАМе три года. В 1981 году туда поехал супруг Юрий, который был стропальщиком, а через два месяца за ним «подтянулась» Наталья с четырёхлетним сыном Андреем.

– Путь был изматывающим и долгим. Каневская-Москва-Иркутск – поездом, из Иркутска до порта Слюдянка – по незнакомой местности ночью на такси. На следующий день 12 часов плыли по Байкалу на «Ракете» до посёлка Нижнеангарска. Меня и сына страшно укачало. Там нас встретил муж, посадил в кузов грузовика, и по бездорожью мы добирались до участка на станции Кичера. И что я увидела? Семь жилых вагончиков среди тайги, в одном из которых была контора. Нашей семье выделили полвагончика. На остальной части жили командировочные крановщики и шофёры. Когда я зашла туда – чуть не упала в обморок: где моему ребёнку спать? – вспоминает Наталья.

В новом малогабаритном жилье стояли стол и тумбочка. Для взрослых Юрий соорудил кровать, а малыш Андрей спал на чемоданах. Здесь же была электрическая плита для приготовления еды. Удобства находились во дворе, вода была привозной: раз в неделю на станцию приезжала бочка, из которой её носили вёдрами. Зимой вода замерзала, потому что стояли лютые сибирские морозы – иногда до минус шестидесяти.

– После первого рабочего дня у меня появилось огромное желание вернуться домой. Но, несмотря на суровые таёжные условия и тесный вагончик, решила остаться – победила молодость! – говорит моя собеседница.

Рельсы упрямо режут тайгу

Участок, на котором каневчанка работала кладовщиком, занимался выгрузкой выгонов со стройматериалами – железобетонных блоков, свай, щитовых домов. Всё это «добро» грузили на машины и отправляли в строящиеся посёлки, куда ещё не проложили магистраль. В один из рабочих дней активистка, комсомолка и просто красавица Наталья Сопова узнала про «чебурашку».

– Начальница сказала: «Пойди и загрузи ФС-ки на «чебурашку». Я – к мужу и в слёзы: «Что это такое?» Оказалось, «чебурашкой» в народе называли немецкий грузовой автомобиль Magirus, – смеётся собеседница.

Ещё одно из ярких воспоминаний – переезд их участка туда, куда уже проложили рельсы. Это было зимой. Жилой вагончик погрузили на железнодорожную платформу, люди ехали в лютый мороз, обогреваясь буржуйкой.

Последним местом жительства семьи Соповых стал посёлок Северомуйск, где построили самый длинный в России пятнадцатикилометровый железнодорожный тоннель. В посёлке, в отличие от станции Кичера, уже были и детский сад, и школа. Здесь каневчанам дали квартиру в щитовом доме, и в 1989 году Наталья родила дочь Валентину. В её свидетельстве в графе о месте рождения так и написано: «БАМ».

На БАМе – как при коммунизме

Каневчанка рассказывает, что витрины бамовских магазинов ломились от товаров, которые трудно было купить на «большой земле»: импортных и отечественных мясных, рыбных и овощных консервов, свежемороженой рыбы, колбасных изделий, сгущёнки, конфет и фруктовых соков.

– Снабжение было шикарным: в то время у нас продавался даже финский йогурт. Я впервые его попробовала. А когда мы только приехали, у мужа была полная тумбочка бананов и ананасов. Кстати, не всегда продавались молочные продукты и овощи, но где наша не пропадала? В вагончиках умудрялись варить даже борщи. Правда, с кислой капустой. А из сухого молока сами делали молочку. Но это было поначалу. Позже, когда мы переехали в Северомуйск, в магазине было всё, – делится воспоминаниями участница строительства Байкало-Амурской магистрали.

Продавалась и бытовая техника – магнитофоны, электромясорубки, и различная импортная обувь. А через два с половиной года работы на «стройке века» её участникам выдавали целевые чеки на приобретение автомобиля без очереди. В восьмидесятые годы прошлого столетия в СССР наблюдался дефицит хороших книг. На БАМе они продавались в «комсомольских поездах», останавливающихся в посёлках. «Раньше было модно читать», – отмечает Наталья.

Это колокол наших сердец молодых

Новых впечатлений бамовцы набирались не только во время работы, но и на отдыхе. Моя собеседница вспоминает, как в обеденное время, с двух до четырёх, ходила с коллегами в тайгу к горной реке Муякам.

– Любовалась потрясающей природой: наш посёлок даже летом окружали снежные горы. До сих пор я восхищаюсь горами. А ещё мне на всю жизнь запомнились наши поездки на термальный источник Дзелинда, на котором можно отдыхать круглогодично. Первый раз мы поехали туда среди зимы и, как дикие, прыгали в горячую воду в сорокаградусный мороз, – продолжает каневчанка.

Перед новогодними праздниками жители посёлка заливали каток, лепили из снега различные фигуры и устанавливали на стадионе огромную деревянную горку. После боя курантов весь посёлок – от мала до велика – выходил на улицу кататься на коньках и спускаться с горки.

– Это была настоящая комсомольская стройка. На нашем участке жили азербайджанцы, русские, немцы, грузины, армяне – мы были очень дружными и делали всё вместе. Наши вагончики никогда не закрывались: на столе всегда были чай, сахар и что-нибудь перекусить. Прошло более тридцати лет, но я до сих пор дружу и переписываюсь с нашими ребятами. Несколько раз ко мне приезжала из Германии подруга Анна Мюллер, в том числе, и на свадьбу дочери. В общем, я счастлива, что в моей жизни были эти 10 лет. И если бы мне сегодня сказали: «Наташ, поедешь на БАМ?», я согласилась бы, – подчёркивает моя собеседница.

Наталья Успешная
Иван Базалий,
из личного архива Натальи Соповой