Контрактник из Каневской на выплату за ранение купил «газель» для доставки гуманитарной помощи.

Помогу, чем могу

На вопрос: «Почему он так поступил?» – боец с позывным «Кощей» ответил: «Мне предстоит длительное лечение и восстановление после операций, поэтому пока буду помогать ребятам таким образом».

Отцовский пример

В феврале прошлого года соглашение в добровольческий отряд для участия в СВО подписал его 46-летний отец. Валерий заключил контракт о прохождении военной службы через два с половиной месяца.

– Сделал это совсем не ради денег – об этом не может быть и речи. Просто подумал: как я буду смотреть отцу в глаза, который участвует в спецоперации штурмовиком и прыгает через окопы? Чем я хуже? – объясняет Валерий.

Подписав контракт в июне прошлого года, новобранец знать не знал, что такое гаубица и с какой стороны к ней подойти – этим азам военного дела его обучили в Кореновске. Сказали: на поле боя материал закрепится быстрее. В зону СВО артиллерист попал 5 июля 2022 года.

– А 7-го мы уже стояли на Донецком направлении, где нас сильно «облупили» «Градом». Тогда я думал только об одном: как быстрее с ногами-руками вернуться домой и обнять дочку. Больше ничего не хотелось, – вспоминает боец.

Фраза «Мир уцелел, потому что смеялся» принадлежит Марку Твену и сегодня по-прежнему актуальна. С одной стороны, когда теряешь боевых товарищей – не до смеха. С другой – именно чёрный солдатский юмор, который многие не понимают, мобилизует бойцов, придаёт силы и помогает не паниковать.

– Мама часто звонит и спрашивает: «Как у вас получается всё время быть на позитиве?». Я отвечаю: «Если мы перестанем смеяться, сойдём с ума!» – говорит мой собеседник.

После трёхмесячной службы по контракту, который закончился в сентябре, полагался десятидневный отпуск. Затем каневчанин планировал перезаключить контракт.

– Меня начало «ломать» уже на четвёртый день отпуска. Я постоянно был на связи со своими командиром и пацанами: то их обстреляют, то они что-то освободят – как я могу сидеть дома, когда они там? Когда три месяца делил с ними горе и радость? На пятый день уговорил маму, и она отвезла меня в Краснодар на «девятку». Она у нас сильная, привыкла к тому, что в зоне СВО и отец, и я. Когда приезжаем в отпуск, помогаем ей. Весной отцу сказала: «Пока картошку не посадишь – не отпущу», – улыбается Валерий. – Причём мама принципиально не обращается за помощью в сельскую администрацию, говорит: «У меня и сын сильный, и муж, почему я должна быть слабой?». В общем, не смог я сидеть дома целых 10 дней.

Выручил «Статин»

Как отмечает боец с позывным «Кощей», самые страшное моменты на фронте – не только гибель пацанов, но и когда нечем помочь раненым.

– Когда меня тяжело ранило и отбросило от «Гиацинта» на семь с половиной метра, сам видел переживания командира. Весь орудийный расчёт залез на бронетранспортёр, после чего механик-водитель сказал: «Слезайте. Мы будем продвигаться по краю минного поля – если «хлопнет», значит, не доехали. Вас всех раскидает, поэтому мы с «Кощеем» поедем только вдвоём». Но пацаны ответили: «Нет, мы будем вместе до конца», – делится Валерий.

Поскольку по нашим военным вёлся ответный огонь, ребята перенесли «Кощея» в блиндаж. Из-за многооскольчатых переломов костей таза, компрессионного перелома позвоночника и других серьёзных повреждений он терял много крови и бледнел на глазах. Кровь хлестала вовсю – бойцы не знали, что делать. Спасла гуманитарка от каневской волонтёрской группы приёмных родителей: среди препаратов был порошок «Статин», благодаря которому кровь удалось остановить. Валерия сначала отвезли в поликлинику ближайшего посёлка Еленовки в Донецкой области, где «зашили» ноги, затем переправили в Ростовский госпиталь, потом – в военно-медицинскую академию имени Кирова в Санкт-Петербурге. Здесь лежат самые тяжёлые «трёхсотые», поэтому, как только Валерий пересел в инвалидную коляску, его отправили в военно-клинический госпиталь в Кронштадт, а затем – на родину. В Каневскую бойца доставили 1 мая. Здесь ему предстоит дальнейшее лечение и восстановление.

Расчёт «Ягодка»

В начале июля «газель» Валерия доставила на передовую первую гуманитарную помощь, которую собрали волонтёры из Калининского, Ленинградского и Каневского районов. По состоянию здоровья сам боец пока не смог её отвезти, на этот раз выручил водитель из станицы Ленинградской.

– Решил купить «газель», когда лежал в ростовском госпитале. Тогда ещё было неизвестно, поставят ли меня на ноги. Потом сказали, что шанс есть, но пройдёт много времени. Лежал и думал: в один момент моя жизнь так круто изменилась, что я уже не в силах помогать боевым товарищам. Чем сейчас могу быть им полезен? И, получив выплату за ранение, принял решение. Многие отговаривали: «Тебе заняться нечем?», но я всё-таки купил «газель» и со знакомыми ребятами привёл её в идеальное состояние, – рассказывает Валерий.

Группа приёмных родителей Каневского района «Гуманитарные войска», администратором которой является Римма Антипова, передала «Кощею» газовые плитки и баллоны, 50 канистр, большое количество посуды – одних только металлических кружек 70 штук. Кроме того, они собрали нижнее и постельное бельё, пледы, подушки, сигареты, продукты, в том числе сахар, а также 30 готовых аптечек и столько же противошоковых препаратов. Волонтёрская группа из Придорожной «Вместе мы – сила» под руководством Ирины Громовой помогает фронту плетением маскировочных сетей. Добровольцы передали Валерию две такие сети, продукты, предметы первой необходимости, медикаменты и одежду. Ещё восемь масксетей 3х6 метров изготовили волонтёры из группы «ТеплоZOV. Каневская». Инструменты – топоры, пилы и лопаты – для наших защитников собрали предприниматели Михаил и Рита Клименко из Стародеревянковской, а каневчанка Ирина Чиркина приобрела для участников СВО рулон укрывной плëнки.

– Сегодня как никогда нашим бойцам нужны медикаменты, маскировочные сети и обычная толстая полиэтиленовая плёнка. В отличие от ВСУ, мы не можем расположиться в домах рядом с мирным населением, чтобы не подвергать его опасности. Живём в блиндажах, которые сами роем и накрываем деревом, плёнкой и землёй. Делаем 3-4 наката, чтобы блиндаж выдержал несколько попаданий. Поэтому полиэтиленовая плёнка на фронте очень востребована, – объясняет Валерий. – А ещё бойцы любят перечитывать детские письма. Нам до того понравился один рисунок из детсадовской группы «Ягодка», что мы повесили его на кухне. И через пару недель наш расчёт получил позывной «Ягодка». Поверьте, эти детские письма очень сильно поддерживают боевой дух.

Администратор волонтёрской общественной организации «Надёжный тыл» Надежда Дорошенко рассказала, что им давно и постоянно помогает магазин «Виктория» – директор Людмила Воробьёва, а также Виктория Станченко и Ирина Ануфриева. Кроме того, свою лепту в сбор гуманитарной помощи вносят клиника «Семейный доктор», межпоселенческая библиотека, СДК «Колос», стародеревянковцы Николай и Нина Малевы, предприниматель Сергей Деревянко, передавший для военных консервы собственного производства «Домашний бройлер».

– Если всё пройдёт нормально, вернусь к ребятам. Очень по ним соскучился. Знаете, это как семечки: начал щёлкать и не остановишься, пока не дощёлкаешь. У меня дома стоит собранный в дорогу рюкзак. Когда мама порывается его разобрать, я её останавливаю: «Пускай стоит – он не мешает», – уверенно говорит артиллерист.

Наталья Иванова
Иван Базалий