Какую историю хранит живописный заброшенный объект в окрестностях Новоминской.

За открывшейся дверью – пустота…

Казалось бы, старожилов уже не удивить рассказами о неизвестных и интересных уголках родной стороны. К примеру, кто из нас не знает о старом каневском пенькозаводе? Однако не каждый наслышан о том, что когда-то в одном из сельских поселений района базировалась воинская часть.

Первое посещение

Для меня как большого ценителя индустриального туризма и сталкерства* обнаружение такого объекта на спутниковых картах прямо «под боком» стало настоящей находкой. Вооружившись фотоаппаратом и, на всякий случай, различной походной утварью, я отправился на железнодорожную станцию Албаши. И хотя добраться до территории объекта пешком достаточно просто – со стороны платформы она надёжно укрыта от людского взора лесополосой. Даже в холодное время года заметить её через стену деревьев невозможно. С другой же стороны простираются бескрайние кубанские поля.

На сегодняшний день здесь сохранилось несколько одноэтажных строений. В одном из них располагался штаб, несколько других имели хозяйственное назначение – внутренняя отделка и элементы интерьера наводят на мысль, что раньше здесь располагался пищеблок. Ещё одно сооружение с широким въездом, очевидно, было ангаром для военного транспорта.

Вид на казарму воинской части

Аварийными постройки не выглядят, но внутри царит запустение: ветер гуляет сквозь лишённые стёкол окна, крыша местами прохудилась, на полу лежат фрагменты старой мебели. На стенах я разглядел множество выцарапанных надписей «ДМБ» с указанием населённых пунктов и различных годов конца прошлого века. Одновременно спокойствие и напряжение чувствуются во время прогулки по покинутому людьми месту… В большинстве случаев пустующие длительное время объекты подвергаются планомерному засорению случайными посетителями, представителями социально безответственной молодёжи, мародёрами и маргиналами. Примечательно, что воинская часть, хоть и обветшала, но не стала полигоном для бытовых отходов. Должно быть, до сих пор здесь витает всепроникающий суровый армейский менталитет.

В центре располагается двухэтажное, предположительно казарменное здание. Над входом на стене обозначен год постройки – 1958-й. Таким образом, история воинской части может брать своё начало более шести десятков лет назад. Теперь же многие окна главного строения наглухо заложены кирпичом, сквозь дыры в кровле можно увидеть голубое небо, а через пол второго этажа хорошо виднеется и первый. Чуть поодаль стоит полуразрушенная башня из красного кирпича, где располагались котельная и душевая. Лестница внутри не сохранилась, поэтому за неимением альпинистского снаряжения осмотр окрестностей с наивысшей точки скрепя сердце пришлось отменить.

Самое высокое строение на территории части — кирпичное здание котельной

Поиск современников

Впечатления от посещения заброшенной воинской части не оставляли меня долгое время. Как могло случиться, что из ныне живущих практически нет тех, кто владел бы информацией о таком немаловажном месте? Ведь когда-то там наверняка служило много земляков. За ответами я решил обратиться к коллегам по цеху.

Внешкор «Каневских зорь», фотограф Сергей Назаренко помнит времена, когда часть жила и «летала». Именно так – территория включала самый настоящий учебный аэродром, на который прибывали отрабатывать манёвры курсанты Ейского авиационного училища.

– Моя тётя, Татьяна Петровна Рекало, в девичестве – Тюленева, работала в те времена вольнонаёмным армейским поваром, – рассказывает Сергей Матвеевич. – Здесь в 60-х годах она и познакомилась со своим будущим мужем, Николаем Прохоровичем Рекало, служившим тогда же водителем. В детстве я был частым посетителем расположения части – приходили туда с товарищами за айвой, а заодно и понаблюдать за полётами и учебными стрельбами.

Методисту районного историко-краеведческого музея Константину Бандину тоже довелось побывать в части уже почти на закате её существования.

– В мае 1996-го я прибыл туда в составе команды для прохождения военных сборов, – рассказывает Константин Владимирович. – Первое впечатление было несколько подпорчено видимыми последствиями реорганизации Вооружённых сил бывшего СССР. В бараках квартировали семьи офицеров, выведенных из Центральной и Восточной Европы. Большая часть автопарка располагалась под открытым небом, прямо в поле стояли командно-штабные машины и колёсная бронетехника. Тем не менее инфраструктура выглядела вполне достойной. В местной столовой отлично и вкусно кормили, казарма была оборудована удобствами, имелась даже волейбольная площадка. Кроме того, после недавней службы в образцово-показательных частях это место стало для меня буквально обителью тишины и покоя.

Татьяна Петровна Рекало (Тюленева) кормит лётный состав на аэродроме. 60-е годы

В поисках информации мне удалось связаться с живущим ныне в Ростове-на-Дону Михаилом Кобзевым. Он помог пролить свет на другие любопытные подробности.

– Мне было 12 лет, когда мы с родителями приехали из Ташкента в Новоминскую, – вспоминает он. – Отец мой, Сергей Павлович, служил в звании старшего прапорщика, а мама, Ольга Алексеевна, работала служащим телеграфа. Тогда это было подразделение воинской части № 65246, относившейся к военно-воздушным силам РФ и служило базой для хранения выведенной из Германии техники, инфраструктура принадлежала действующему аэродрому. Здесь обучали лётчиков преимущественно из африканских стран, в которые Россия поставляла устаревшие советские истребители МиГ-15бис. Помню даже настоящие авиационные тренажёры, включая катапульту, «выстреливающую» пилотом вверх.

Ответил Михаил и на мой вопрос, почему никто не может отыскать следы аэродрома. Как оказалось, взлётно-посадочная полоса была мобильной и состояла из нескольких быстроразборных металлических конструкций. Дальнейшая её судьба достоверно неизвестна, однако собеседник порекомендовал обратить внимание, из чего сделаны некоторые заборы в разных уголках нашей малой родины.

– В итоге всю хранящуюся на базе технику планомерно распределили по другим полкам, – продолжает Михаил. – Ещё некоторое время аэродром использовался как запасной, также здесь действовал полигон для стрельб. В конце 90-х подразделение окончательно упразднили.

* Сталкерство – вид городских исследований, заключающийся в посещении заброшенных промышленных объектов и покинутых мест с целью эстетического удовлетворения; русское слово «сталкер» происходит от английского «to stalk» – «передвигаться осторожно, скрытно». Впервые оно появилось в повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».

Иван Базалий
Фото: Иван Базалий, из личного архива Сергея Назаренко