Какую историю хранит живописный заброшенный объект в окрестностях Новоминской.
Казалось бы, старожилов уже не удивить рассказами о неизвестных и интересных уголках родной стороны. К примеру, кто из нас не знает о старом каневском пенькозаводе? Однако не каждый наслышан о том, что когда-то в одном из сельских поселений района базировалась воинская часть.
Первое посещение
Для меня как большого ценителя индустриального туризма и сталкерства* обнаружение такого объекта на спутниковых картах прямо «под боком» стало настоящей находкой. Вооружившись фотоаппаратом и, на всякий случай, различной походной утварью, я отправился на железнодорожную станцию Албаши. И хотя добраться до территории объекта пешком достаточно просто – со стороны платформы она надёжно укрыта от людского взора лесополосой. Даже в холодное время года заметить её через стену деревьев невозможно. С другой же стороны простираются бескрайние кубанские поля.
На сегодняшний день здесь сохранилось несколько одноэтажных строений. В одном из них располагался штаб, несколько других имели хозяйственное назначение – внутренняя отделка и элементы интерьера наводят на мысль, что раньше здесь располагался пищеблок. Ещё одно сооружение с широким въездом, очевидно, было ангаром для военного транспорта.
Аварийными постройки не выглядят, но внутри царит запустение: ветер гуляет сквозь лишённые стёкол окна, крыша местами прохудилась, на полу лежат фрагменты старой мебели. На стенах я разглядел множество выцарапанных надписей «ДМБ» с указанием населённых пунктов и различных годов конца прошлого века. Одновременно спокойствие и напряжение чувствуются во время прогулки по покинутому людьми месту… В большинстве случаев пустующие длительное время объекты подвергаются планомерному засорению случайными посетителями, представителями социально безответственной молодёжи, мародёрами и маргиналами. Примечательно, что воинская часть, хоть и обветшала, но не стала полигоном для бытовых отходов. Должно быть, до сих пор здесь витает всепроникающий суровый армейский менталитет.
В центре располагается двухэтажное, предположительно казарменное здание. Над входом на стене обозначен год постройки – 1958-й. Таким образом, история воинской части может брать своё начало более шести десятков лет назад. Теперь же многие окна главного строения наглухо заложены кирпичом, сквозь дыры в кровле можно увидеть голубое небо, а через пол второго этажа хорошо виднеется и первый. Чуть поодаль стоит полуразрушенная башня из красного кирпича, где располагались котельная и душевая. Лестница внутри не сохранилась, поэтому за неимением альпинистского снаряжения осмотр окрестностей с наивысшей точки скрепя сердце пришлось отменить.
Поиск современников
Впечатления от посещения заброшенной воинской части не оставляли меня долгое время. Как могло случиться, что из ныне живущих практически нет тех, кто владел бы информацией о таком немаловажном месте? Ведь когда-то там наверняка служило много земляков. За ответами я решил обратиться к коллегам по цеху.
Внешкор «Каневских зорь», фотограф Сергей Назаренко помнит времена, когда часть жила и «летала». Именно так – территория включала самый настоящий учебный аэродром, на который прибывали отрабатывать манёвры курсанты Ейского авиационного училища.
– Моя тётя, Татьяна Петровна Рекало, в девичестве – Тюленева, работала в те времена вольнонаёмным армейским поваром, – рассказывает Сергей Матвеевич. – Здесь в 60-х годах она и познакомилась со своим будущим мужем, Николаем Прохоровичем Рекало, служившим тогда же водителем. В детстве я был частым посетителем расположения части – приходили туда с товарищами за айвой, а заодно и понаблюдать за полётами и учебными стрельбами.
Методисту районного историко-краеведческого музея Константину Бандину тоже довелось побывать в части уже почти на закате её существования.
– В мае 1996-го я прибыл туда в составе команды для прохождения военных сборов, – рассказывает Константин Владимирович. – Первое впечатление было несколько подпорчено видимыми последствиями реорганизации Вооружённых сил бывшего СССР. В бараках квартировали семьи офицеров, выведенных из Центральной и Восточной Европы. Большая часть автопарка располагалась под открытым небом, прямо в поле стояли командно-штабные машины и колёсная бронетехника. Тем не менее инфраструктура выглядела вполне достойной. В местной столовой отлично и вкусно кормили, казарма была оборудована удобствами, имелась даже волейбольная площадка. Кроме того, после недавней службы в образцово-показательных частях это место стало для меня буквально обителью тишины и покоя.
В поисках информации мне удалось связаться с живущим ныне в Ростове-на-Дону Михаилом Кобзевым. Он помог пролить свет на другие любопытные подробности.
– Мне было 12 лет, когда мы с родителями приехали из Ташкента в Новоминскую, – вспоминает он. – Отец мой, Сергей Павлович, служил в звании старшего прапорщика, а мама, Ольга Алексеевна, работала служащим телеграфа. Тогда это было подразделение воинской части № 65246, относившейся к военно-воздушным силам РФ и служило базой для хранения выведенной из Германии техники, инфраструктура принадлежала действующему аэродрому. Здесь обучали лётчиков преимущественно из африканских стран, в которые Россия поставляла устаревшие советские истребители МиГ-15бис. Помню даже настоящие авиационные тренажёры, включая катапульту, «выстреливающую» пилотом вверх.
Ответил Михаил и на мой вопрос, почему никто не может отыскать следы аэродрома. Как оказалось, взлётно-посадочная полоса была мобильной и состояла из нескольких быстроразборных металлических конструкций. Дальнейшая её судьба достоверно неизвестна, однако собеседник порекомендовал обратить внимание, из чего сделаны некоторые заборы в разных уголках нашей малой родины.
– В итоге всю хранящуюся на базе технику планомерно распределили по другим полкам, – продолжает Михаил. – Ещё некоторое время аэродром использовался как запасной, также здесь действовал полигон для стрельб. В конце 90-х подразделение окончательно упразднили.
* Сталкерство – вид городских исследований, заключающийся в посещении заброшенных промышленных объектов и покинутых мест с целью эстетического удовлетворения; русское слово «сталкер» происходит от английского «to stalk» – «передвигаться осторожно, скрытно». Впервые оно появилось в повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Иван Базалий
Фото: Иван Базалий, из личного архива Сергея Назаренко