В коллекции Михаила Голубева порядка трёх десятков мотоциклов.

Ишь, какой ИЖ!

В «Сургутнефтегазе» каневчанин отработал 38 лет, начиная от мастера и заканчивая начальником отдела в тресте. Увлечение мототехникой началось 10 лет назад.

«Завёлся» мотоциклами

– Михаил Васильевич, с чего всё «загорелось»?

– В 2013 году вышел на пенсию и заскучал — никак не мог найти себе занятие по душе. Как-то знакомый, с которым хожу на охоту, сказал: «У деда под забором лет 10 стоит мотоцикл, хочешь посмотреть?» Приехали, увидел ИЖ-49 1952 года выпуска, начал его заводить – завёлся! Я его выкупил, восстановил и с тех пор покупаю мотоциклы, довожу их до ума. За эти 10 лет штук 30 есть восстановленных. Этот ИЖ-49, которому 71 год, – мой самый раритетный экземпляр. Причём он всё ещё на ходу! Его даже можно считать немецким, так как после окончания войны при репарации Советский Союз вывез из Германии порядка 3000 заводов, в том числе и мотоциклетный завод DKW. На его базе начали выпускать мотоциклы ИЖ в Ижевске и М1М в Москве. Затем в столице прекратили выпуск М1М, разделили производство на две поточные линии: одну отправили в Ковров, вторую – в Минск. Это самые старые мотоциклы СССР. Все остальные более современные, но всё равно представляют музейную ценность. В моей коллекции: ИЖ, «Минск», «Урал», чешские Jawa и Cezet, венгерский Pannonia, «Верховина», К-650, К-750 и «Днепр».

– Можете вспомнить интересную историю, связанную с вашим увлечением?

– До пандемии каждый год на новом собранном мотоцикле ездил на байк-фестиваль в Веселовку. Десять лет назад как раз восстанавливал ИЖ-49, и пока это делал, у меня выросла борода и загорела лысина. Я нарядился в спецодежду для работы на Севере на транспортёре-тягаче, обул кирзовые сапоги и двинул в Тамань. А там собрались тысячи две байкеров на больших, дорогих, японских и немецких мотоциклах – красивые, но глаз ни на чём не зацепился, потому что все одинаковые. Я в своей чёрной спецодежде сел в тенёк, рядом в беседке – москвичи: молодые девчушки и парни. И между нами состоялся такой разговор:

– Дед, может, тебя пивом угостить?

– Нет, спасибо за пиво.

– Дед, заходи к нам в беседку. Ты на чём приехал?

– Вот на этом мотоцикле.

– Прикольный. А ты откуда приехал?

– Из Сургута.

– На мотоцикле?

– Да.

– А сколько ехал?

– 10 дней.

– Ну, ты прикольный дед! А сфотографироваться можно?

– Можно.

И они стали фотографироваться с моим ИЖ-49.

Хобби на колёсах

– Насколько изменилась ваша жизнь после того, как в ней появилось такое увлечение?

– Практически нет свободного времени. Сначала покупаю мотоцикл, затем в интернете подыскиваю запчасти. Например, у меня есть очень красивый Pannonia, и чтобы его восстановить, пришлось купить четыре мотоцикла. Так что, во-первых, это затратно, во-вторых, такая трудоёмкая работа занимает уйму времени. Есть у меня товарищ – Борис Петренко из Челбасской. Я, к примеру, сниму какую-то деталь, смотрю на неё: не подлежит она восстановлению, выбросил бы её. Приезжаю к Петренко, отдаю ему деталь, и, представляете, он её восстанавливает! Вот такой рукодельник и молодец!

– Приобретение и восстановление мототехники – дорогое удовольствие. Плюс транспортный налог. Разделяет ли вашу страсть супруга?

– Поддерживает – если на пенсии ничем не заниматься, можно сказать, и жизнь кончилась. Но как-то мне сказала: «Будешь меня обижать, приедешь домой, а все твои мотоциклы будут на металлоломе». Жалко же такую коллекцию сдать на металлолом! (смеётся). Кстати, у меня трое сыновей, и все поддерживают моё хобби.

– Есть ли у вас мечта, связанная с мотоциклами?

– Мечта есть, но для её осуществления нужны деньги. Я хотел бы приобрести и восстановить исторический советский или немецкий мотоцикл времён Великой Отечественной войны.

– Вы водите и авто-, и мототехнику. Ощущения разные?

– Конечно – на мотоцикле чувствуешь себя мальчишкой, хотя возраст уже не мальчишеский (смеётся).

Наталья Успешная
Фото: Иван Базалий