Как случайная встреча может изменить всю профессиональную жизнь человека.

Две четверти и… вся жизнь

Накануне праздника, пришедшего на смену самому любимому для всех советских детей и подростков Дню пионерии, к нам пришла Тамара Осадченко. Она, как никто другой, долгие годы была тесно связана с пионерским движением, работая в должности старшей пионервожатой. Поэтому и рассказ её был наполнен интересными воспоминаниями, что давало ощущение причастности к делу большому, значимому и любимому.

…Тамара Васильевна бережно кладёт на стол папку. В ней среди многих фотографий, почётных грамот – старая, но аккуратная трудовая книжка с короткими записями о приёме на работу, ставшими длинными вехами её жизни. А как всё начиналось?

Ещё будучи ученицей третьей школы, с шестого класса Тамара увлекалась танцами, пела в хоре, была активисткой. Всё говорило о том, что и в дальнейшей жизни ждёт её такая культурная стезя. Но… Неожиданно для себя выбрала девушка профессию зоотехника и поступила в сельскохозяйственный техникум, после окончания которого пришла в колхоз «Победа». Год работы по специальности не принёс желаемого удовлетворения, хотелось вращаться в гуще молодёжи, быть заводилой различных полезных дел. И такая возможность вскоре представилась.

– Как-то довелось мне встретиться на работе с заведующим районо Василием Сергеевичем Богомазом, – рассказывает моя собеседница. – Разговорились о том о сём. И вдруг он спрашивает: «Ты же, насколько я знаю, творческую работу любишь? Давай, вливайся в наш коллектив!». Вот так я и оказалась в сфере образования.

Определили Тамару сначала временно, на третью и четвёртую учебную четверть, в александровскую школу – преподавать химию и биологию. По времени немного, но это помогло девушке приобрести навыки работы учителя и наладить там жизнь семейную: когда перевели на новое место работы – старшей пионервожатой в 11-ю школу Стародеревянковской, она была уже замужней женщиной. Да и к тому же твёрдо решила тогда продолжить образование – теперь уже педагогическое, поступила в Усть-Лабинское педучилище. Потом была поселковая школа № 15.

Тамара Васильевна Осадченко

Тамара Васильевна с гордостью и нескрываемой ностальгией рассказывает о «делах давно минувших дней», а я всё яснее вижу её – молодую, красивую, энергичную, жизнерадостную в кругу любознательных ребят.

– На этой работе интересен каждый день, – вспоминает она, — потому что был насыщен различными событиями. Жизнь детей била ключом. Мы проводили разнообразные смотры-конкурсы, праздники, сценарий каждого обговаривая на совете дружины. Проходило одно мероприятие, а мы уже составляли планы на очередное. Разбирали и другие вопросы, и не только положительного характера. Вели альбомы, где отражали свои добрые дела, выпускали стенгазеты, обсуждали статьи в «Пионерской правде», журналах «Пионер» и «Костёр».

Огромное внимание уделялось вступлению учащихся в ряды пионерской организации, потому как туда принимали не всех подряд, а только достойных. И разного рода нарушители старались исправиться, чтобы надеть красный галстук и с гордостью носить его. Было так интересно наблюдать за тем, как ребята ходили по коридору и учили «Торжественное обещание пионера».

В зоне пионерского внимания находилась у нас и помощь пожилым людям, ветеранам, которые благодарили ребят порой со слезами на глазах. А ещё мы с интересом рассказывали школьникам об их сверстниках – пионерах-героях. Ведь каждый отряд носил имя кого-то из них.

Участвовали пионеры в сборе металлолома и макулатуры. И делали это не по принуждению, а с удовольствием. Ходили по дворам, и люди охотно выносили им кипы газет и журналов (тогда же жители много корреспонденции выписывали), прохудившиеся вёдра, тазы и многое другое.

Также помогали местному колхозу. Никто из ребят труда не боялся, работали дружно. А сколько было турпоходов, поездок! Москва, Ленинград, Севастополь, Новороссийск, Волгоград…

Это была жизнь, наполненная звонкими пионерскими песнями, красными знамёнами, флажками, галстуками, со стуком пионерских барабанов и звуками горна. Кстати, в дружине горнист, барабанщик и знаменосец пользовались особым почётом. Эти обязанности доверялись самым лучшим пионерам, дисциплинированным.

С неподдельным интересом дети принимали участие в игре «Зарница». Чтобы «завоевать» знамя соперника, они не уступали друг другу в ловкости и смекалке. Мы с другими педагогами тоже отважно «сражались», собирая опознавательные знаки противника. Да, форма «Зарницы» была игровой, а вот отношения – самыми настоящими.

И всё же надо отметить, что с особым волнением ждали все праздничный костёр с пионерскими песнями, стихами, весёлыми играми. Было очень весело и зажигательно.

Пионерская организация сплачивала ребят, учила их быть дружными, отзывчивыми, надёжными. Ведь недаром говорилось: «Пионер – всем ребятам пример». И к этому были причастны мы, пионервожатые.

С уважением вспоминаю своих коллег: Нелли Михайловну Онищенко, Марию Андреевну Рубан, Тамару Андреевну Колесник, Николая Ивановича Буряка. Во многом помогала нам в работе директор Дома пионеров Валентина Алексеевна Никулина. Она была первой помощницей в учёбе пионерского актива района. И это кроме специальных краевых курсов, семинаров, совещаний…

Трудилась Тамара Васильевна и воспитателем в группе продлённого дня, а когда перешла в образованный учебно-производственный комбинат – преподавателем детских дошкольных и старших вожатых, пока не стало падать зрение. Вот уже 30 лет состоит она в обществе слепых. Только и здесь всё при делах – в свой 81 год является деятельным председателем культурно-массовой комиссии. Но нет-нет да и прозвучит 19 мая в её памяти пионерский призыв: «Будь готов!» с ответом: «Всегда готов!». И под едва ощутимый дым костра донесутся слова гимна пионеров всей страны: «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Что, впрочем, узнаваемо и дорого для любого человека, жившего в ту эпоху.