С заслуженной артисткой России, лауреатом международных конкурсов, мы не виделись два года, поэтому было о чём поговорить.

Состояние 7D

Онлайн-опыт

– Галина, наконец-то у вас появилась возможность выступать не онлайн, а вживую, открыт доступ к публике – это радует. А чем вы занимались во время пандемии?

– На самом деле, из моей жизни выпало месяца три в том плане, что нам ничего не разрешали, кроме ограниченных прогулок. Тогда я подумала: «Надо же, дело, которому я служила всю свою жизнь, сейчас становится невостребованным». Как раз в то время ко мне обратился театральный портал «Фонтанка» с предложением специально для него записывать дома свои выступления. Кстати, это был мой первый опыт самозаписи. Я отдала предпочтение Курту Вайлю и Исааку Дунаевскому, потому что в 2020-м у этих блистательных композиторов были юбилеи.

У нас, исполнителей, есть очень важный момент – не потерять форму. Если бы я была в Каневской, переживала бы меньше, потому что у меня большой дом, есть двор, и можно петь сколько угодно. А если бы я занималась балетом, могла бы танцевать и летать (смеётся). А в городской квартире совсем не те условия – соседей никто не отменял. Мы, конечно, распевались, но это совершенно не та форма, когда выступаешь перед зрителями или занимаешься со студентами. С ними, кстати, пришлось тоже общаться онлайн. И это не совсем хорошо именно для моей профессии, для пения. Ведь нужно всё время «щупать» и смотреть физически, как человек стоит и какие у него зажимы в голосе. И, согласитесь, показывать проще, когда всё происходит тет-а-тет, а не через экран.

Два пути: пение и педагогика

– Я знаю, что вы – «играющий тренер», то есть совмещаете работу на сцене и преподавание. Это сложно?

– Невероятно. Сейчас я всё-таки больше исполнитель – это моя сильная сторона. Я посвятила пению уже 25+ лет, и пока есть желание и энергия, пока меня хотят видеть и слышать, намерена дальше идти по этой стезе. Что касается преподавания, то я очень долго этому сопротивлялась, потому что считаю: энергия должна фокусироваться на чём-то одном. Ведь если ты исполнитель, твой мозг направлен именно в это русло, ты всё время ищешь что-то новое, самосовершенствуешься. А если занимаешься преподаванием, то уже меньше поёшь и больше показываешь, как нужно петь. На это уходит колоссальное количество энергии. Неспроста великий тенор современности Пласидо Доминго, которому 81 год, до сих пор выступает, так и не став преподавателем. Одно дело самому показать – это легче, другое – научить того, кто рядом с тобой. Но, тем не менее, ты понимаешь, что приходит время, когда нужно делиться опытом, так как он может быть полезен. Тем более, что ты сам прошёл через многое. Я – именно тот человек, который вышел из абсолютно не музыкальной семьи. Многие думают, что только с помощью связей, денег и других манипуляций можно всего добиться. По моему стойкому убеждению, люди, брошенные в жизненный водоворот, как слепые котята в воду, становятся сильнее и крепче стоят на ногах. Это очень важно в нашей профессии. Сейчас я преподаю в двух местах: в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Римского-Корсакова и в моей альма-матер – государственной консерватории. Общаюсь с тремя курсами студентов.

– Как вы, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, оцениваете молодёжь, которая идёт по вашим стопам?

– Я застала то время, когда в Советском Союзе образование было бесплатным. Это важный нюанс: мы были счастливы поступить в вуз, ходить на все предметы, всё хватали и старались взять по максимуму всё, что есть под рукой. Сейчас, когда открыт доступ в интернет, студенты не ходят на своих педагогов, часто сидят в соцсетях. Скажу так: мы потеряли поколения благодарных слушателей среди своих же студентов. И это неправильно. Короче говоря, сейчас студент пошёл более эгоистичный.

От арии – до саундтреков

– Вы владеете обширным оперным и камерным репертуаром, стилистический диапазон которого простирается от оперы, оперетты, классического романса, мюзикла до джазовых композиций, шансона и даже импровизаций в стиле хард-рока. Что сегодня исполняете?

– Свой репертуар я стараюсь разнообразить. Естественно, во главе угла у меня классика, песни немецких, австрийских и французских композиторов – очень люблю пение на иностранных языках, в нём есть своя прелесть. Конечно же, обожаю русские романсы. Всё зависит от ситуации, места, времени, задачи: если приглашают на корпорат, подбираю тот репертуар, который близок этой публике. Если это мой сольный концерт, то нужно понимать, где я буду выступать. Например, чтобы составить программу концерта, который пройдёт в Каневской, я задала своим подписчикам вопрос: «Как вы считаете, какой репертуар подойдёт для сельской местности?». Получила ответы, что, в первую очередь, – это романсы, затем – музыка из кинофильмов, а по поводу арий сказали, что это интересно. Но я точно помню, что в Каневской много просвещённых людей, которые лично от меня ждут арии, потому что я позиционируюсь, как оперная классическая певица. И свой концерт я выстрою именно по этим трём позициям. Что-то я специально учу, потому что считаю, что не надо пользоваться старым багажом. Но, тем не менее, до кубанских песен я ещё не доросла. Наверное, потому что не было толчка, а иногда он нужен. Если есть на Кубани те композиторы или люди, которые собирают эти песни, то я очень хотела бы познакомиться с ними.

Кроме того, исполняю песни военных лет. Обратите внимание: большинство этих песен написано после войны, но они настолько в нашей крови, что кажется, их создали именно в то время. И это тоже очень благодатная почва для концертов, особенно 9 Мая и 27 января – в день снятия блокады Ленинграда. Это тоже часть моего репертуара: «Катюша», «Жди меня, и я вернусь», «Баллада о солдате», «Землянка».

А ещё мне нравится рок-музыка, и в Каневской это «зашло» бы. Люблю Фредди Меркьюри. Дело в том, что я дружу с нашей питерской группой «Пушкинг» и участвовала в записи её саундтреков: Freddy и I believe, где импровизировала своим голосом «а ля Монсеррат Кабалье». Это очень интересный опыт. В общем, когда тебя куда-то зовут, относятся по-доброму, ты идёшь не на сопротивление, а на удовольствие. То есть в этом отношении я – человек гибкий.

– А смогли бы вы разучить песню на кубанской балачке?

– При желании может получиться всё. В моё детство на ней ещё говорили. А чем больше проходит времени, тем меньше я слышу людей, которые помнят этот говор. Если бы кто-либо мне подсказал, проговорил и пропел на балачке – это возможно. А если эти песни с нотами – вообще нет проблем.

Вечные ценности

– Я помню ваше выступление трёхгодичной давности на территории Свято-Пантелеимоновского храма, когда меня совершенно потрясла «Аве Мария»…

– «Аве Мария» – это название более сорока музыкальных произведений, большинство из которых ассоциировано с христианской молитвой. У меня есть целый цикл этих произведений, ведь я выступаю с ведущими оркестрами, ансамблями, пианистами, гитарой и органом. А орган – это, прежде всего, «Аве Мария». И, кстати, сочинение композитора Пьяццоллы, которое я исполняла возле храма, чудесно слушается именно с органом. «Аве Марию» очень любила моя мама, и для меня – это святое. Помню, как 5 лет назад я приехала в Каневскую на свой сольный концерт, который запланировала на 9 мая. А мамы не стало 6 числа. Я не хотела отменять концерт, прежде всего, потому, что я – человек слова. И держалась до последнего, пока Владимир Дмитриевич Харченко не сказал, что народ не поймёт, если я выйду на сцену после такого печального события. И я решила спеть только «Аве Марию». Спела и разрыдалась.

А что касается храма Пантелеимона Целителя, я очень благодарна отцу Александру за то, что он пригласил меня петь там ещё при жизни мамы, и это стало хорошей традицией. В концертах на престольном празднике храма выступаю не только я, а и другие исполнители и коллективы, и это нас настраивает на определённую благостную ноту, на доброту и душевность. А ведь это – вечные ценности. Важно пропускать любовь через себя для того, чтобы потом отдавать её другим.

– Галина, какие ваши ближайшие планы?

– Отлично провести отпуск и закончить его на позитивной ноте концертом в Каневской, который я назвала «Магия любви». Любовь для меня – излучение света, даже не 3D, а 7D-состояние, которое, если в него погружаться, облегчает жизнь. Из названия моей концертной программы понятно, что будет много песен, романсов и арий о любви. Затем я возвращаюсь в Санкт-Петербург к моим студентам и выступлениям. Также у меня будут гастроли в город Владимир, где запланирован конкурс русского романса. Кроме выступления, я буду сидеть в жюри в качестве эксперта по русскому романсу. Руководит этим творческим состязанием настоящий энтузиаст, главный дирижёр оркестра народных инструментов Анатолий Иванович Антонов. В этом конкурсе мне нравится то, что он – из серии «Назад, в Советский Союз». Ты приезжаешь на целую неделю, погружаешься в эту атмосферу и наслаждаешься процессом, который проходит в истинно исконном русском стиле. Во Владимир я поеду третий раз подряд. А вообще я являюсь членом жюри различных всероссийских и международных конкурсов, таких как: «Хрустальная Ника», Sound’s Life, «Горизонты Северной Пальмиры», «Арт-Вокал».

Наталья ИВАНОВА
Фото из личного архива
Галины СИДОРЕНКО