Страницы книги приказов по лесничеству 1943-1948 гг. свидетельствуют о событиях и людях того времени, передают его атмосферу.

Лесные артефакты

Пожелтевшая от времени бумага с выведенными чернильным карандашом данными. Местами слова в документе трудно читаемы или вовсе утеряны. Разные почерки, а значит, и авторы – характерные черты кадровой политики большинства производств военного и послевоенного периодов.

В приказе № 1 от 9 февраля 1943 года говорится: «Красной армией освобождена от немецких оккупантов огромная территория Советского Союза, в том числе <…> и Средне-Челбасский лесхоз. Прерванная оккупантами деятельность лесхоза <…> восстановлена <…> Первыми производственными задачами <…> в условиях прифронтовой полосы выдвигаю следующее:

  • Заготовка деловой и дровяной древесины для снабжения: проходящих воинских частей, разорённых дворов, больниц, школ, колхозов, МТС и совхозов топливным и строительным материалом.
  • Всемерная забота о сохранении материальной части хозяйства и её усилении, подготовка к весенним посевным работам.
  • Организация рабочего <…> снабжения.
  • Культурно-массовая работа: организация работы клуба, радиоузла, выборы рабочего комитета…».*

Для взятия на учёт материальных ценностей лесного хозяйства создаётся инвентаризационная комиссия, в её составе: «бухгалтер – Сильченко К.В., кладовщик – Кабан Г.Г., от рабочего комитета – Гло(а)ва Г.Д., от рабочих – Василенко С.К.». Утверждается трудовой распорядок: «…с 8 часов до 17 часов с перерывом один час на обед с 12 до 13 часов. Время работы конторы устанавливаю также как и рабочим, но перерыв на завтрак производите с 11 до 12 часов».

Следующим приказом утверждено штатное расписание, согласно которому численность сотрудников лесхоза – 23 человека, сезонных рабочих – 6 женщин. С увеличением объёмов производства к работе привлекаются домохозяйки, старики и подростки. 1 января 1944 года в аналогичном списке числится уже 45 лесхозовцев.

Первый документ в книге Мухтар Медчериевич Ешук подписал на следующий день после своего назначения на должность директора. Как свидетельствуют последующие приказы, в середине мая его перевели на должность старшего лесничего и технорука. А 15 сентября уволили, предположительно – в связи с отбытием на фронт.

Обзор документов 1943-го показал, что с февраля по декабрь этого года ушли воевать 12 человек, трое из них вернулись спустя 3-5 месяцев, вероятно, по ранению. Но и в послевоенных приказах далеко не все фронтовики упоминаются в числе демобилизовавшихся и приступивших к работе.

Тем не менее, краткие сведения о победителях здесь имеются. К примеру, об электрике Иване Кононовиче Коваленко – он отправился воевать 24 августа 1943-го, а вернулся в лесхоз 1 декабря 1945 года.

О чём ещё поведали лесные артефакты? О строгой трудовой дисциплине – опоздавшей на шесть минут после обеденного перерыва работнице объявлялся выговор. За более серьёзные проступки следовали более строгие дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения и выселения из ведомственных квартир.

Свидетельствуют они и о стимулировании лесхозовцев к плодотворному труду и соблюдению внутреннего распорядка. Например, зарплата конюха составляла 180 рублей, тракториста – 250 рублей. Передовикам объявлялось поощрение, «несуны» и нерадивые (а таковых были единицы) наказывались. Предприятие помогало специалистам повышать квалификацию, всем труженикам – решать бытовые проблемы.

Во время войны жители посёлка обязаны были соблюдать комендантский час, посторонние граждане – пройти проверку и встать на учёт в дирекции лесхоза. Поддерживала общественный порядок лесная охрана.

К примеру, приказ от 22-го марта 1943 года категорически запрещает без разрешения руководства «приём на квартиры на территории лесхоза на ночлег или хотя бы временный отдых, каких бы то ни было проходящих лиц, несмотря ни на чины, ни на родство».

А в июльском приказе говорится: «…Молодёжь бродит по населённому пункту, по лесу, а также занимается хищением фруктов в садах и поломкой деревьев, плодоносящих и декоративных. Запрещаю <…> хождение по территории лесхоза после 10 часов вечера без соответствующих на это прав. Обязываю лесную охрану <…> задерживать нарушителей, составлять акты и направлять коменданту для привлечения к ответственности».

С отходом фронта, после окончания войны жизнь в посёлке налаживалась. Кроме лесотехнических работ, на предприятии развивалось земледелие: выращивали пшеницу, картофель и другие овощи, бахчевые культуры. Поселковцы держали птицу и скот. Находилось время и для культурного досуга.

* Стилистика, орфография и пунктуация в цитатах из книги приказов изменены.

Василиса ЗЕРНОВА