Как сварщик Сергей Чернышов на подлодке служил.
Наш герой – сварщик с 30-летним стажем накануне праздника вспоминает о том, как проходила его армейская служба.
– Сергей Владимирович, известно, что моряков-подводников называют элитой флота. Вы знали об этом, когда стало ясно, что придётся проходить срочную, к тому же трёхгодичную (на год дольше, чем на суше) службу. К тому же довольно трудную – почти постоянно быть под водой?
– Честно сказать, насчёт элиты флота я не был наслышан, а вот о трудностях предстоящей службы знал. Но поскольку по натуре романтик, то особой боязни не было. А вот некоторые мои ровесники, как говорят в народе «откосили».
У меня же, не сочтите за высокие слова, был здоровый интерес, хотелось проверить себя на крепость, на зрелость. Я справился со всеми сложными тестами, около полугода обучался в школе подводников. А затем в 1987 году отправился в первое подводное плавание. Иногда наша подлодка находилась под водой без всплытия 15 суток. На лодке я был матросом трюма, или трюмным. На подлодке нас, трюмных, ещё называли королями воды, кислорода и пара, так как мы постоянно следили за их количеством.
Поскольку наша подлодка уже списана, то я кратко могу рассказать о ней. Она не только подводная лодка атомная ракетно-крейсерская (сокращённо ПЛАРК), но и гвардейская. Её высота – с пятиэтажный дом, длина – 100 метров, а вот ширина скромная – всего 8 метров. Мы нередко погружались довольно глубоко, на 240 метров.
Кстати, когда подлодка находится в этой пучине моря, проходит посвящение в моряки-подводники. После этого мы получали специальные жетоны-значки с изображением лодки.
– Какие моря бороздила лодка?
– Охотское, и небольшие моря – Южно-Китайское и Южно-Японское.
Базой приписки лодки был залив Владимира, что в Приморском крае. Порт с весёлым названием Ракушка. Туда же приходили письма от наших родных, друзей и подруг. Кстати, о встрече подлодки в порту. По традиции командиру лодки вручали большое блюдо с жареным поросёнком. Каждому члену экипажа доставался аппетитный кусок. Попутно замечу, что питание во время походов – переходов было у нас королевское. Помимо традиционных первых и вторых блюд нам выдавали красную икру, шоколад, колбасу, сухое вино, воблу, сгущёнку, бананы. Но всё же самыми главными на подлодке считаются кислород и питьевая вода.
За три года службы Чернышов, как и его друзья по подводной лодке, провёл под водой около 200 дней. Почти всё время был в работе: выполнял обязанности не только трюмного, но и техника-механика.
– Сергей, что дала вам служба на подлодке?
– Прежде всего, крепкие технические знания, понимание того, что надо постоянно учиться. Находясь на подлодке, я стал по-настоящему ценить жизнь и морское братство. Прошло уже более тридцати лет, а мы с сослуживцами встречаемся, перезваниваемся…
– Знаю, что службу вы закончили в звании гвардии главного корабельного старшины. А как потом складывалась ваша жизнь?
– После службы на флоте я вернулся к своей специальности сварщика, полученной после окончания профессионального училища. С начала 90-х прошлого века семь лет поработал в «Газпроме», а последующие 22 года в колхозе «Победа» газоэлектросварщиком. Трудовой стаж почти 30 лет.
Мне повезло, что я влился в звено опытных профессионалов. Работы тогда было море.
Я узнала, что постоянные помощники сварщика специальная маска, держак электрода, резак, горелка и очки. Мастер просветил меня, что газовая сварка для металла мягче, чем электрическая. А от коллег Сергея Владимировича я узнала, что если кто-то в хозяйстве произносит слово «безотказный», значит речь идёт о Чернышове. Дома для жены – Галины Николаевны – Сергей Владимирович – человек безотказный вдвойне.
В трудовой жизни Сергея Чернышова немало приятных случайностей. Вот одна из них. К опытному мастеру огненного шва прикрепили двух начинающих сварщиков. Причём, двух родных братьев – Сергея и Михаила. Благодаря Чернышову они освоили профессию, овладели нужными навыками, были посвящены в секреты мастера. А один из братьев, Сергей, стал зятем своего наставника. Сейчас Сергей – мастер высокого класса, один из лучших сварщиков краснодарского завода имени Седина. В конкурсе про-фессионального мастерства, который проходил в краевой столице, он занял 2-е место.
– Я горжусь им. Сергею было доверено делать металлические заготовки для Крымского моста, – рассказал собеседник.
Кстати, и дочь Чернышова влюблена в специальность отца. Она, хотя и химик по образованию, нередко помогает Сергею Владимировичу в проведении варочных работ.
Супруга Чернышова – Галина Николаевна – медик, но тоже причастна к профессии мужа. Она – главный заказчик и консультант многих его домашних сварочных изделий.
Чернышов мастер высокого класса. Он нередко выполняет сложнейшую работу. Если, например, ему нужно заварить стык двух труб, находящихся вплотную к глухой стене. При такой сварке вслепую мастера выручает обыкновенное зеркало. Чернышов смотрит в него и ведёт ювелирную работу, которая всегда получает высшую оценку у специалистов.
Когда я посочувствовала Сергею Владимировичу, сказав что немало трудностей в работе сварщика, он с улыбкой ответил: «На подлодке их было больше, но я об этом ничуть не жалею».
Светлана АНДРЕЕВА
Фото автора