Дмитрий Джура. Эти имя и фамилия хорошо знакомы и памятны читателям нескольких поколений нашей районной газеты.

Верность – профессии и землякам

Бывший сотрудник «Каневских зорь» по праву считается одним из главных фотолетописцев района. За 35 лет работы фотокорреспондентом «районки» Дмитрий Георгиевич сделал без преувеличения десятки тысяч(!) снимков, запечатлев на них своих земляков разных возрастов и профессий, яркие события из жизни Каневской и всех населённых пунктов района. Многие земляки знают Дмитрия Георгиевича не только как преданного своему делу репортёра, но и как человека доброго сердца и нежной души. С рассказа о Дмитрии Георгиевиче Джуре, которому 23 февраля исполнится 80 лет, «Каневские зори» начинают цикл публикаций, посвящённых предстоящему юбилею – 90-летию районной газеты.

Пастух. Грузчик. Фотокорреспондент

Трудно представить, но с фотоаппаратом беспокойный, неравнодушный и скромный до застенчивости репортёр не расстаётся более полувека. Трудовая биография мальчишки военных лет началась, когда Дима был дошкольником. Только закончилось военное лихолетье, и мама – Екатерина Федосеевна, колхозная доярка, доверила сынишке пасти гусей. А когда чуть подрос – поросят. Едва исполнилось 12, подросток стал пастухом коровьего стада. Жизнь была трудная – отец Дмитрия – Георгий Васильевич служил в армии с 1939-го по 1947-й. Он храбро воевал с фашистами, а после войны был прекрасным колхозным цветоводом и заядлым голубеводом.

Повзрослевшего Дмитрия сверстники уговорили пойти на соседний консервный завод. Сначала там трудился он грузчиком. Потом парня перевели в тарный цех, где Дмитрий постоянно перевыполнял нормы.

– Вместо сорока пяти плановых ящиков я сбивал до шестидесяти и больше. За ударный труд назначило меня начальство бригадиром сбивщиков тары. Я хотя и был старшим, но также перевыполнял норму. Как-то подсчитал, что и за девять лет работы в цеху сделал около семи тысяч ящиков.

Работая на заводе, Джура увлёкся журналистикой. Первая заметка опубликована зимой 1958 года о бездушном отношении одного из работников к своим коллегам. Это было почти 60 лет назад! Вскоре добавилось увлечение фотографией. Снимок передовой рабочей, подписанный «Фото Д. Джуры» и сделанный аппаратом «Смена-4», был самым первым. Активным фотолетописцем Дмитрий слыл и в армии. После окончания службы он уже не мыслил свою жизнь без газеты. Его, новичка – селькора и начинающего фотокорреспондента, «школили» опытные акулы пера и объектива – Евгений Иващенко и Александр Галаганов. А пытался Джура фотографировать так, как учил его настоящий мастер съёмки известный на Кубани и в стране фоторепортёр Евгений Шулепов.

Ещё до зачисления в штат Каневской районной газеты «Заря коммунизма» (лето 1966 года) снимки Джуры уже публиковали краевая «Советская Кубань» и всесоюзная – «Советская культура», а также некоторые отраслевые журналы.

Первые победы и награды

Вскоре фотокорреспондент каневской районной газеты «Заря коммунизма» (так в ту пору называлась районка) Дмитрий Джура становится участником и лауреатом краевых выставок. Его фотография, сделанная в одном из детских садов района, стала «звёздной». На ней три девочки и один мальчик спрятались под кроваткой и с весёлыми лукавыми личиками, выглядывая, дружно говорят: «Найдите нас». Этот, один из лучших снимков года, украшал несколько месяцев фойе кинотеатра «Аврора» в столице Кубани. А потом была череда наград – дипломы, грамоты, премии. Снимки экспонировались на ВДНХ, в нескольких городах края, в Ростове-на-Дону. Удачным по мастерству и глубоким по мысли стал снимок «Материнское горе», сделанный Дмитрием Георгиевичем в один из майских дней в День Победы.

– Мои любимые темы: ветераны и дети, – признаётся фоторепортёр, – это фотографии для души. Но и для газеты я всегда снимаю с душой и обязательно с хорошим настроением.

Байки без утайки

Дмитрий Георгиевич превзошёл всех районных журналистов – бывших и нынешних – по количеству баек и забавных историй, участником которых он был в разные времена. Один из самых известных случаев произошёл во время открытия памятника легендарному председателю колхоза «Победа», дважды Герою Соцтруда Вадиму Федотовичу Резникову. Чтобы снимок получился объёмным, Джура взобрался с фотоаппаратом на акацию, стоявшую напротив монумента. А в разгар торжества под фотокором газеты вдруг громко затрещала ветка, и мастер остановленных мгновений рухнул вместе с ней на землю. Внезапную воцарившуюся тишину нарушил громкий вопрос станичника, стоявшего неподалёку от хрупкой акации: «Джура, ты цел?». Радостный ответ репортёра услышали все участники церемонии: «Я-то что, вроде, цел. Но главное, что не пострадал фотоаппарат!». Многие земляки облегчённо вздохнули, а некоторые не смогли сдержать смеха.

Очень часто Джура работал в экстремальных условиях: снимал сюжеты, своих героев с крыши бензовоза, с борта самолёта – «кукурузника», ночью из кабины трактора, пишущего плугом последнюю борозду. А когда репортёр бывал в отпуске (старался поездить по краю и стране), тоже не расставался с фотоаппаратом.

На Каспии вместе с рыбаками он вытаскивал сети с богатым уловом. В Ейске помогал парашютистам собирать парашюты. На плёнках Джуры запечатлён марш мира и суровая зима, фольклорные экспедиции и тушение пожара. Он фотографировал звёзд кино и эстрады. Когда ездил по турпутёвке в Ленинград, запечатлел кортеж тогдашнего президента Франции Де Голля, приезжавшего в СССР. Однажды Дмитрий Георгиевич сам стал героем статей в краевых газетах и теле- радиопередач. Джура совершил по-настоящему геройский поступок. На одном из железнодорожных переездов заглох трактор местного колхоза. Тракторист не только растерялся, но и остался в кабине. А к переезду приближался поезд «Новороссийск-Москва». Дмитрий Георгиевич снял свою рубашку и, размахивая ею, помчался навстречу составу. Поезд был своевременно остановлен.

И в Англии знают Джуру

Рассматривать обширный архив фотожурналиста мне помогала жена Дмитрия Георгиевича – Екатерина Ивановна.

– А вы знаете, что я больше всего ценю в муже? Он – замечательный отец, дед, прадед. Ну, и, конечно, супруг. Считаю, что лучшие его фотографии – это снимки трудяг-работяг, тех земляков, которые своим трудом, энергией души (все это присуще и мужу) украшают нашу жизнь.

Ещё Екатерина Ивановна с гордостью сообщила мне:

– Три фотографии мужа несколько месяцев экспонировались в знаменитой Лондонской картинной галерее на выставке, посвящённой природе. Их в оргкомитет отнесла наша дочь Женя, которая с семьёй живёт и работает в столице Англии. Вот копии тех снимков: «Зима в Каневской», «Лебединая стая», «Восход над рекой Албаши».

Несмотря на то, что возраст Дмитрия Георгиевича осенний, но душа молода, и на пороге своего 80-летия, он неравнодушным взором продолжает ловить мгновения жизни и показывать станичникам окружающий мир не обыденным, а опоэтизированным. И всегда правдивым. От коллег-журналистов я узнала: если всё же на несколько минут Джура расстаётся с любимой фотокамерой, то он может вместе с родными и друзьями душевно затянуть любимую народную или кубанскую песню. Но, когда она будет приближаться к концу, Дмитрий Георгиевич молодцевато встрепенётся и скажет: «Да теперь же всех надо сфотографировать…».

Светлана АНДРЕЕВА