Уменьшенную копию, казалось, навсегда утраченного полотна с изображённым на нём центром Новодеревянковской середины 1970-х, пишет наш современник Александр Скиба.

Запечатлённое прошлое

По просьбе создателя музея бывшего колхоза «Путь к коммунизму» Я. П. Вакуленко картину, площадью более 9 квадратных метров, написал самобытный художник Анатолий Петрович Огиенко. Со дня открытия музея и всё время его существования картина встречала гостей в фойе станичного Дома культуры. Последующие переезды, перепады температуры, небрежность в обращении сделали полотно не экспонируемым.

Современная станичная молодёжь и не догадывается о существовании этого артефакта периода самого расцвета советского государства. На нём остановились мгновения относительно недавнего прошлого – чуть менее полувека прошло, когда художник завершил над ним работу. Но тем новодеревянковцам, кто постарше, дорог этот вид на свою главную площадь, бывшую базарную, а ещё раньше – станичный майдан. «Станица без майдана – что казак без коня», – говорили в старину. Здесь протекали основные события общественной жизни со дня основания Новодеревянковской до масштабной ландшафтной реконструкции центра станицы.

«Многого из того, что запечатлел на картине художник, уже не существует. Ушли в прошлое старые с полуметровыми стенами, угловые магазины, на их месте современные супермаркеты. Разобрана сапожная мастерская (там же была бильярдная) и исчезли мастера этого ремесла. – Рассказал станичный летописец Александр Дейневич. – Мастерскую и здание почты (бывший дом Будникова) – первое двухэтажное здание станицы связывала лучковая арка с коваными воротами и датой строительства «1906 г.» на них. Нелёгкие времена переживает ещё пытающееся доказать свою нужность здание бывшего сельпо (на правой стороне картины), где когда-то была и общественная столовая…»

Старое полотно вызвало ещё много воспоминаний у моего собеседника, завершая свой исторический экскурс, художник-краевед Дейневич посетовал о дальнейшей судьбе картины: «Жаль, что в результате горьких испытаний, выпавших на долю музея, ей так и не удалось вернуться на своё место в Дом культуры». И одобрил порыв Александра Скибы, который в репродукции картины возрождает память народную об архитектурных и ландшафтных особенностях центра Новодеревянковской, и вместе с тем – о людях и событиях не так давно минувших лет.

Елена БУТЕНКО