«Каневские зори» рассказывают о подвигах земляков, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

75 подвигов каневчан: Всегда в строю

Служить в зенитной артиллерии было почётно и очень опасно. Можно себе представить, как ликовали все вокруг, увидев дымный шлейф от подбитого фашистского самолёта. И в то же время, когда при налёте вражеской авиации всё живое подкашивалось криком: «Ложись!», зенитчики не имели на это право.

В зенитных частях служили многие новоминчане, в чьих послужных списках было немало сбитых вражеских истребителей и бомбардировщиков, о чём говорят боевые ордена и медали. После войны в Новоминскую вернулись 13 солдат противовоздушной обороны, своим ратным трудом приблизивших Великую Победу.

Долгие и трудные дороги войны прошёл воин 32-го Гвардейского зенитно-артиллерийского полка новоминчанин Иван Иванович Недбайло.

Нашему земляку, гвардии сержанту, командиру зенитно-пулемётного отделения исполнилось всего семнадцать лет, когда Родина отметила его воинский подвиг орденом Славы 3-й степени за сбитый самолёт. Вместе с боевыми товарищами он охранял небо над Таманью, когда наши войска переправлялись через Керченский пролив, а затем прикрывал военные аэродромы в Крыму, Молдавии, Венгрии.

…Ожесточённые бои тогда шли в Венгрии. Полк нашего земляка сопровождал легендарные «Катюши», которые наносили огромный урон фашистам. За четыре года войны ни одна реактивная установка не попала в руки врага. Зенитчики, естественно, гордились этим.

Однажды, когда сержант Недбайло стоял в карауле, из-за облаков вынырнул вражеский самолет. Наш земляк открыл по нему огонь из зенитного пулемёта, самолёт загорелся и пошёл на снижение. За ним тянулся планер с немецкими десантниками. В скоротечном и жестоком бою гитлеровские парашютисты были пленены и убиты. Позже Иван Иванович узнал, что сбил фашистский бомбардировщик – буксир «Хейнкель-111 Z».

Когда нашей Победой окончилась священная война, ему исполнилось девятнадцать лет. Воинские соединения 32-го полка возвратились с поля последнего боя в столицу Венгрии. На железнодорожной станции Пешта в течение двух месяцев солдаты тщательно упаковывали пушки, пулемёты и всю военную технику, затем грузили в вагоны для отправки в Советский Союз. В августе 1945 года на Родину уезжали демобилизованные женщины и солдаты старшего возраста. Были объятия, поцелуи и слёзы.

А наш земляк продолжал службу. После расформирования части сержант Недбайло служил в отделе контрразведки «Смерш» 13-й Гвардейской механизированной дивизии, которая входила в состав Центральной Группы Войск (ЦГВ) под командованием гвардии генерал-полковника Владимира Курасова. Дислоцировался отдел в Вене. Служить приходилось совместно с военнослужащими из США, Великобритании и Франции. Началась его кадровая служба и очень ответственная учёба. Так продолжалось три года.

После демобилизации Иван Иванович перебросил свои силы на борьбу с врагами и бандитами, расплодившимися за время войны и в первые мирные годы. По комсомольскому призыву был направлен в органы кубанской милиции, где прослужил более 35 лет и уволился в запас в звании капитана.

До последнего вздоха ухода из жизни ветеран продолжал службу Родине. Он был председателем Новоминского станичного совета ветеранов войны, желанным гостем в домах фронтовиков, в школах, на районных и станичных мероприятиях.

Ноха СУЛТХАНОВ