Дружат с природой с детского сада

Детский сад № 3, куда я отправилась узнать, как его воспитатели учат малышей жить в гармонии с природой, заметно отличается от многих образовательных учреждений района тем, что расположен в самом тихом и живописном месте, среди прилегающих домов и огородов. Да и сама его территория до 1966 года тоже была частью земельных участков станичников.

В тени берёз и сосен

Двухэтажное здание окружают деревья и кустарники, клумбы и мини-огородики. Растут здесь берёзы разных видов, липа, рябина, раскидистая ива, сосны, тополь-долгожитель, катальпы, грецкие орехи и даже вишни, а названий цветов просто не перечесть. В общем, райский уголок да и только! А о том, что здесь обитают дошкольники, говорят лишь детские игровые площадки. Но в это время на территории было тихо – ребят сморил сладкий полуденный сон, – и наша беседа со старшим воспитателем Ольгой Анатольевной Сохач проходила без присущей громкоголосой детской суеты и проводивших разнообразные игры и занятия воспитателей.

– Думаю, не надо объяснять, что именно детский сад является первым звеном в воспитании у человека экологической культуры. Поэтому главная наша задача – сформировать у дошкольников его основы и в повседневной жизни, и на занятиях, – рассказала Ольга Анатольевна. – Нами составлен план экологических мероприятий на весь год для всех групп, педагогов и даже родителей. Используем также приобретённую программу С. Николаевой «Юный эколог».

Занятия по экологии у нас проводятся круглогодично. К примеру, зимой ребята с удовольствием подкармливают птиц, обживших уютные домики на птичьем столбе, наблюдают за их жизнью в холодное время года. И, кстати, кормушки для пернатых старательно делаются ими совместно с родителями, в рамках конкурса. К Новому году мы украшаем игрушками растущие у входа сосны, а для проведения праздничных утренников ставим в зале искусственную ёлку, тем самым призывая не губить деревца для недолгих праздников, а, наоборот, беречь.

Весной мы приступаем к наведению порядка на садовых участках и всей территории детского сада. Дошколята с удовольствием помогают убирать мусор и высаживать рассаду цветов на клумбы, овощей на мини-грядки, малыши с интересом занимаются посевом семян. А уже после ухаживают за посадками, ловко орудуя детским инвентарём, следят, как всё растёт. И под конец – участвуют в уборке, радуясь результатам и своего труда. Это ли не непосредственное общение с природой?

А ещё среди нашей буйной зелёной растительности проходит интересная экологическая тропинка с объектами для наблюдения. Она ориентирована на познавательно-исследовательскую деятельность. Путешествуя по ней, ребята не только знакомятся с различными видами деревьев, кустарников, растений, насекомых, бабочек, но и усваивают, что природу надо беречь – не мусорить, не рвать растения, не ломать ветки, не обижать животных и птиц, не истреблять насекомых.

Экологическое окружение – и в самом учреждении

Чем больше я беседовала с Ольгой Анатольевной, тем больше убеждалась, что экологическое направление присутствует во всех элементах обучения и воспитания.

В детском саду есть уголки природы, где выставлен инвентарь для ухода за растениями, имеются коллекции красивых бабочек и камней, которые дети с интересом рассматривают. Каждый день детсадовцами обновляется календарь погоды. Здесь справляются даже самые маленькие воспитанники. Существуют увлекательные занятия – для знакомства с животными собирать макеты зоопарка, домашнего подворья. Но самое любимое для любопытных детей, когда воспитатели объясняют им природные явления, экспериментируя с песком, почвой, водой.

– Что немаловажно, – отмечает Ольга Анатольевна, – мы проводим беседы о вкусной и здоровой пище. Вот сейчас идёт неделя «Безопасные фрукты-овощи». И детишки не только едят их, но и узнают, как они растут, рисуют их, лепят.

В этом году к празднику 8-е Марта решили с детьми сделать мамам «экологические» подарки. Каждый ребёнок собственноручно посадил в горшочек цветочную рассаду, ухаживал за ней, и на праздничном утреннике вручил уже готовый распустившийся цветок. Родители были довольны и растроганы такими поздравлениями.

А в мае у нас состоялся выпускной, и его мы посвятили Году экологии. Ребята ехали на «поезде», останавливались на разных платформах и проводили игры экологического содержания, читали стихи и пели песни о природе нашей Родины. Каждый ребёнок получил в подарок энциклопедии, в том числе экологического содержания.

Педагог – родитель – ребёнок

– Немаловажное значение в экологическом воспитании имеет положительный пример в поведении взрослых, – утверждает Ольга Анатольевна. – Поэтому наши воспитатели большое внимание уделяют работе с родителями. Папы и мамы должны сознавать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Сложно объяснять дошкольникам, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают.

У нас в этом отношении связь с родителями положительная. Они охотно откликаются на просьбы, участвуют в различных мероприятиях, соревнованиях, выставках поделок из различного природного материала. Была проведена и совместная с родителями акция «Дерево для жизни» – сажали деревья, кустарники…

…Я слушала Ольгу Анатольевну и думала: как это правильно, когда все вместе помогают ребёнку научиться дружить с природой, дают понять, что она – это и здоровье, и жизнь, без которых всё остальное ничего не значит.

Светлана ПРОТОПОПОВА