Как корреспонденты «районки» торговали яблоками на рынке в Каневской

Яблоками по санкциям: журналисты «районки» внесли свой вклад в дело продовольственной безопасности!

Убей бог мою душу, но объясните мне, тёмному и забитому гуманитарию, который ничего не соображает в вопросах развития АПК, почему еще недавно в наши магазины и на рынки картофель привозили из Египта, яблоки – из Польши, а виноград – вообще из Голландии? И это – не в каком-нибудь Ямало-Ненецком автономном округе, где на тысячи километров – одна сплошная тундра, а здесь, на благословенной Кубани? Куда делись мощнейшие традиции выращивания овощей и фруктов? Почему многие руководители, когда речь заходит о развитии этих отраслей, испытывают чувства, близкие к зубной боли?

Вопросы, конечно, глупые и всё больше риторические, хотя умных ответов на них пришлось уже наслушаться. Во-первых, отвечают специалисты, нерентабельно. Во-вторых, выращивать такой объем овощей и фруктов можно только в условиях плановой экономики, но никак не рынка. В-третьих, для развития того же садоводства нужны хотя бы среднесрочные кредиты под нормальный процент, а с этим – «напряжёнка». В-четвертых, сбыт. Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем продукции местного производителя попасть в торговые сети. В-пятых, в отличие от растениеводства, эти отрасли – чрезвычайно трудоёмки. А чем больше работает людей – тем больше проблем. Есть ещё и в-шестых, в-седьмых, и т.д., и т.п. В результате, выслушав эти аргументы, всё становится ясным. Кроме одного: а почему это у нас не работает, а в Польше или Турции таки работает?

Или вот другой вопрос. Вроде бы все понимают, что продуктовое эмбарго, введённое правительством в ответ на западные санкции, — это правильно. Со всех трибун говорят, что наконец-то мы получили возможность реализовать стратегии импортозамещения, что это приведёт к росту сельскохозяйственного производства, и что, наконец-то, российский потребитель поест досыта дешёвых и качественных продуктов питания. И умом понимаешь, что это – действительно нужно и давно пора было защитить отечественного производителя. Но когда, временами, взглянешь на самого производителя, то волосы становятся дыбом. Сидит себе на базаре бабушка, продаёт яблоки по пятьдесят рублей за килограмм. А на вопрос, мол, чего, бабуля, цену загнула, делает наивные глаза: «Так ведь санкции же!» И это – только самый безобидный ответ, бывают и похлеще.

В общем, куда ни кинь – всюду клин. Как в такой ситуации проверить, насколько справедливы аргументы скептиков, уверенных, что ничего не получится? Только практикой. Поэтому журналисты «Каневских зорь» решили поставить эксперимент, насколько свободно можно на рынке в райцентре торговать фруктами собственного производства? Так, чтобы твой товар не скупили на корню перекупщики, и не набили морду за то, что сбиваешь цену.

Попросили у руководства ОАО «Воля» два ящика яблок (огромная благодарность Анатолию Николаевичу Редько, который выделил нам для эксперимента очень красивые, и как говорили покупатели, вкусные фрукты) и решили в ближайшее воскресенье приступить к делу. Но для начала накануне провели рекогносцировку. Результаты удивили своим плюрализмом. Как оказывается, цены на яблоки в разных торговых точках, расположенных недалеко друг от друга, отличались в два раза. В одном конце улицы Тракторной продавщицы из «Нивы» уже к 10 утра завершали бойкую торговлю, продавая последние ящики по весьма демократической цене – 20 рублей за килограмм. А на другом конце реализаторы овощно-фруктовых точек гордо держали цены на уровне 35-40 рублей, терпеливо дожидаясь, когда неудобные конкуренты распродадутся и перестанут мешать. Яблоки у них, правда, были красивее, одно в одно, но вот вопрос: а чьи они? Наши или турецкие?

Правда, на следующее утро, когда, вооружившись кантором, табуреткой, полиэтиленовыми пакетами и даже ножом с блюдцем (чтобы нарезать дольками яблоко для пробы), мы приступили к делу, местных производителей не было, и можно было смело ставить цену 20- 25 рублей за килограмм. Всё равно дешевле остальных!

На часах 9-00. Приступаем к делу. Раскладываемся. Напротив, возле белой «Газели» — лоток с большим ассортиментом даров садов и огородов. За ним – два мужчины южной наружности. Торгуют, не обращая на нас никакого внимания. Яблоки у них – 35 рублей за кило.

А мы стоим, пытаемся привлечь внимание проходящих мимо женщин. Вначале безуспешно, по виду мы не похожи ни на одну из основных категорий рыночных продавцов: ни на торгашей, ни на алкашей. Прошло долгих десять минут, прежде чем на нас кто-то взглянул.

— Не проходите мимо, — чуть не взмолился мой напарник, — покупайте, у нас хорошие дешёвые яблоки! «Победянские!»

— Какие «победянские»? – Толкаю его в бок, — они из Челбасской.

— Да какая разница, — шепчет он и машет рукой, мол, не мешай зазывать покупателей.

Женщина сначала недоверчиво смотрит на нас, но яблоки действительно хороши, и цена – нормальная.

— Дайте мне килограмм «грушовки», — показывает она на ящик с зелеными плодами.

Хватаю пакет, торопливо накладываю несколько штук, взвешиваю кантором, а он, показывает какие-то неудобоваримые цифры. Чуть ли не пять килограмм. У покупательницы от удивления глаза лезут на лоб. А я тем временем начинаю тыкать пальцем по всем кнопкам, пытаясь настроить нехитрый аппарат. Наконец, получается.

— Кило триста! – объявляю победным голосом. – С вас 26 рублей.

По закону подлости женщина суёт мне сотню. Вся припасённая на сдачу мелочь уходит ей в карман.

А к нам, увидев завязавшуюся суету, подходят еще несколько покупательниц. Узнав цены, начинают просить пакеты, выбирать фрукты, протягивать кульки на взвешивание. И всё это одновременно.

— Девушки дорогие, — прошу их, — давайте по очереди, а то проторгуемся, жёны дома поубивают.

— Не, не надо, — отвечает пожилая женщина, видимо вспомнив что-то своё. – А то действительно прибьют.

Еле-еле разбираемся с нахлынувшей покупательской волной, рассовывая полученные деньги по карманам. Ящики заметно пустеют. Торговцы, стояшие напротив, начинают на нас коситься.

Представители проверяющих структур обратили на нас внимание уже на шестнадцатой минуте эксперимента. Оперативно!

— А почему в лаборатории не были? – Строго спрашивает женщина в белом халате.

Отводим её в сторону и говорим, что мы из газеты, что у нас – эксперимент, продукция – качественная, прошла все необходимые проверки (истинная правда!). Понимающе прикрыв глаза, она уходит, поверив на слово.

— Почём эти зеленые яблоки? По двадцать? – Подходит ещё одна покупательница. — Я весь ящик заберу!

— Не, весь ящик не получится, — решаю не сдаваться «перекупщице».

— Чего это? – искренне удивляется она.

— А у нас социальная акция! Только по три килограмма в одни руки!

Бросив на меня выразительный взгляд, мол, каких только дураков не бывает, гражданка пожимает плечами и уходит. Напарник тоже смотрит на меня с удивлением. Отказать оптовому покупателю! Но сказать ничего не успевает…

— Откуда яблоки? – спрашивает юркая старушка, подходя вместе с более молодой женщиной, видимо, дочерью.

— В колхозе стырили! – выпаливаю нашу «легенду».

— А, это – хорошо! – Радостно кивает она головой, а потом уточняет. – Хорошо, что наши, местные, а не бог знает откуда.

И берет аж два килограмма. Тем временем наши кавказские коллеги уже начинают терять терпение, глядя на наши успехи в торговле по «бросовым» ценам.

Последние три-четыре килограмма мы уже не смогли продать на одном дыхании, как раньше. Даже предлагали отдать в нагрузку к яблокам и табуретку с ножиком, вдруг кому пригодятся. Наконец, подошла женщина в чёрном кожаном плаще и с мобильником возле уха, знаками показывая, что, когда договорит, что-то у нас купит.

Говорила недолго, минут десять-пятнадцать, мы терпеливо ждали, вполглаза поглядывая на всё большее раздражение соседей. Дело дошло до того, что один из них отошел от своего лотка и буцнул ногой небольшой камешек. В нашу сторону. Но, правда, ничего не сказал. И на том спасибо!..

Когда мы полностью распродались, оказалось, что в общей сложности наш эксперимент продолжался 49 минут. За это время удалось продать килограммов двадцать пять яблок. Выручка составила пятьсот сорок рублей: пропить хватит, а забогатеть – нет. Но, главное, не это, а результаты, о которых и докладываем читателям.

— Торговать собственной продукцией на рынке в Каневской можно. Конечно, нужно выполнить необходимые процедуры, но какого-то прессинга со стороны конкурентов лично мы не почувствовали. Может, правда, двум здоровым мужикам в этом плане полегче, чем одной женщине, но как бы то ни было, ничего экстраординарного не отмечено. Если не считать того камешка.

— Пенсионеры (а это – основанная категория наших покупателей) у нас живут, мягко говоря, не очень богато. Вроде бы и качество наших яблок, и цены были очень хорошие, а большинство покупало по килограмму. Что говорить – не хлеб, и не молоко.

— Продавцы не особо любят, когда кто-то начинает изучать цены на их продукты. Один из них даже бежал за нами метров двадцать, чтобы спросить: «Брат, а зачем это ты фотографировал?». Пришлось полезть во внутренний карман куртки за журналистской «корочкой».

— А вообще, покупатели ждут отечественного производителя. Потому что своё – всегда лучше, и уж точно – качественнее. Вот только дождутся ли?..

Яблочно-рыночные эксперименты над собой в выходной день ставили Сергей Шведко и Вячеслав Шпагин