Весна Победы. Обратный отсчёт (часть 2)

Мы продолжаем проект, призванный рассказать нашим читателям о том подвиге, который совершали наши каневчане в эти весенние дни во время Великой Отечественной войны.

1125 дней до Победы. Наши войска ведут тяжёлые безуспешные бои в нескольких километрах восточнее Феодосии, которые начались ещё в январе второго года войны. В одном из них, 9 апреля 1942 года, здесь погибает каневчанин, красноармеец 276-й стрелковой дивизии Иван Кирий, а через четыре дня – его однополчанин и земляк Владимир Купинский. Здесь, на северо-западных скатах высоты 66,3, они похоронены вместе с сотнями солдат, погибших в этих местах во время неудачной операции Крымского фронта.


755 дней до Победы. 14 апреля 1943 года. Продолжается кровопролитное сражение за взятие одного из наиболее укреплённого пункта немецкой обороны на «Голубой линии» хутора Свистельников Славянского района. Во время очередного штурма в этот день здесь погибает житель Каневской, красноармеец 77-й стрелковой дивизии Степан Алтухов. Его судьба по своему трагизму обычна для военного времени. Воевал на Южном фронте, когда в конце июля 1942 года его часть под Ростовом была разгромлена, вернулся домой. Пережил оккупацию, после освобождения был снова призван а армию. Сложил голову в одном из первых боёв. В братской могиле вместе с ним покоятся останки 546-ти советских солдат, погибших при освобождении уже не существующего населённого пункта.

393 дня до Победы. Казаки 4-го гвардейского кубанского кавалерийского корпуса громят тылы немецкой группировки под Одессой. В боях за Овидиополь отличился ещё один наш земляк, гвардии ефрейтор 42-го гвардейского кавполка Николай Джунь. 9 апреля 1944 года во время разведки он обнаружил немецкую батарею и скорректировал огонь нашей артиллерии на её подавление. А во время столкновения с вражеской разведкой из автомата уничтожил двух гитлеровцев. За это 20-летний каневчанин был удостоен медали «За отвагу». Первой из трёх, которыми он награждён за военные подвиги.

На следующий день связной артиллерийской батареи, житель х. Шевченко Каневского района Пётр Лысенко в боях за село Барабой из личного оружия уничтожил четырёх солдат противника.

Боевая операция кубанского корпуса в здешних местах будет продолжаться до 14 апреля. Потом соединение выведут в тыл. А накануне, при уничтожении остатков немецкого гарнизона в приморском селе Грибовка, погибнет наш земляк, сержант-кавалерист Пётр Лазаренко.

392 дня до Победы. 10 апреля 1944 года началось освобождение советскими войсками Керчи. При мощнейшем вражеском артиллерийском обстреле наших наступающих частей старший телефонист 339-й стрелковой дивизии Михаил Штепа за сутки устранил 25 порывов, в результате была налажена бесперебойная связь между наступающей пехотой и артиллерией. А 11 апреля стрелок взвода химзащиты Степан Моргун обеспечил маскировку наступающих стрелковых подразделений дымовой завесой, что позволило нашим войскам прорвать линию обороны фашистов.


На крымской земле шагнул в бессмертие наводчик противотанковой батареи Василий Чёрный. Во время наступления его расчёт прямой наводкой уничтожил три вражеских орудия, 6 пулемётов, 12 автомобилей с вражескими солдатами. Погиб каневчанин вместе со своими боевыми товарищами 14 апреля 1944 года недалеко от Симферополя в бою на алуштинском шоссе.

32 дня до Победы. Уже второй день войска 3-го Белорусского фронта штурмуют город-крепость Кёнигсберг. 6 апреля 1945 года гвардии сержант 83-й гвардейской стрелковой дивизии Василий Пивнев, житель хутора Мигуты, при прорыве обороны противника севернее Альтенберга, огнём своего миномёта уничтожил восемь неприятельских огневых точек. А в районе самой столицы Восточной Пруссии лейтенант Пётр Гусаков, когда был ранен наводчик, сам встал за миномёт и продолжил вести прицельный огонь по вражеским позициям.

В боях за взятие Кёнигсберга снова отличился командир стрелковой роты 33-й гвардейской дивизии гвардии лейтенант Михаил Костиль из Привольной. Он первым поднялся в атаку и увлёк за собой штурмовое подразделение, которое, прорвав немецкую оборону, первым ворвалось в город. За четыре дня рота под командованием Костиля уничтожила около 200-т фашистов, захватила в плен девятьсот неприятельских солдат и офицеров, 26 вражеских орудий, и что очень важно – освободило из фашистской неволи пятьсот советских граждан. А командир, которому был всего 21 год, за Кёнигсберг получил свою пятую награду – орден Красного Знамени.


Читайте также:

Весна Победы. Обратный отсчёт (часть 1)