Последний путь на хуторе Добровольном бывает непроходим

Регулярно хуторянам приходится хоронить своих односельчан. В хорошую погоду, это – когда нет осадков и грунтовую дорогу не развезло, проблем не возникает. Всё — по традиции и в одну сторону, и после возвращения. Но если кто-то не в то время окончил свой жизненный путь, родственникам и знакомым сложностей не избежать.

Хутор Добровольный Привольненского сельского поселения расположился на правом берегу Стриженой балки короткой улицей с однорядным расположением ветхих домиков. Некоторые из них заброшены окончательно и обросли бурьяном в человеческий рост. В других живут люди, их на сегодняшний день – тридцать три…

— Каждый год в последний путь хуторяне отправляют одного, а то и двух своих земляков, — заметил руководитель местного фермерского хозяйства Анатолий Иванович Семейкин. – Трудоспособных уже не осталось, поэтому в нашем сельскохозяйственном предприятии работают только приволяне.

Последняя дорога, по которой не по своей воле из хутора на кладбище попадает очередной и бывший житель, короткая – всего восемьсот метров. Сначала нужно пересечь Стриженую балку, потом по полю фермера Н. Г. Бури подняться на пригорок и всё: вот она, конечная точка.


В хорошую погоду, это – когда нет осадков и грунтовую дорогу не развезло, проблем не возникает. Всё — по традиции и в одну сторону, и после возвращения. Но если кто-то не в то время окончил свой жизненный путь, родственникам и знакомым сложностей не избежать. Всё-таки восемьсот метров!

— Мы не оставляем хуторян в беде один на один, — заметил А. И. Семейкин. – Если надо, выделяем проходимый транспорт для такого случая. Никогда и никому не отказывали, хотя это и не наш род занятий…

В своё время, когда наделяли фермеров землёй, допустили одну ошибку – не выделили полоску земли для дороги, соединяющей хутор с кладбищем. Получалось, что траурные процессии передвигались по полю, иногда уже занятому какой-либо культурой, а фермер терял часть урожая и запланированную прибыль. Потом, закрыв на всё глаза, фермер пошёл на уступку, и местная власть стала ежегодно поддерживать дорогу в пригодном для движения транспорта состоянии. Опять-таки в хорошую погоду…

Разговоры о необходимости сделать твёрдое покрытие идут не один год. Но пока они бесперспективны. Во-первых, часть пашни не выделена из севооборота и не оформлена в соответствии с действующим законодательством как просёлочная дорога. Во-вторых, нет и пока не запланировано финансирование в необходимых объёмах.

— Один погонный метр дороги, требующий капитального ремонта, — пояснил глава Привольненского сельского поселения Ю. Г. Скороход, — сегодня стоит более пяти тысяч рублей. На текущий год нашему поселению из краевого бюджета по целевой программе выделено 2,5 миллиона рублей. Ещё 280 тысяч на эти цели заложены в бюджете поселения. Общая сумма будет направлена на поддержание дорог в хорошем состоянии в трёх населённых пунктах. Дороги, о которой идёт речь, в текущих планах пока нет.

Обращаю внимание Юрия Григорьевича на тот факт, что в центре станицы Привольной одному из предпринимателей продан на слом трёхэтажный кирпичный долгострой. Он готов продать строительный «мусор» (бой кирпича) по три тысячи рублей за «КАмаЗ».

— Знаю, — ответил глава сельского поселения. – У нас был с ним разговор. Озвучивалась и значительно меньшая сумма. Но дело в том, что государственные деньги направо и налево по чьему бы то ни было желанию расходоваться не могут. Существует системный подход к делу. Я понимаю значимость так называемой последней дороги для жителей хутора Добровольного и при первой же возможности сделаю всё, от меня зависящее, чтобы проблему снять с повестки дня.