Василий и Надежда жили за сотни километров друг от друга, но свела их вместе учёба на агрономическом факультете сельхозинститута.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга…» – делает вывод в начале одного из своих романов Лев Толстой. А я с этим не совсем согласна. Счастье не уложить в одни и те же рамки, в каждой семье оно принимает свой неповторимый облик. Чтобы подтвердить это, хочу познакомить читателей с супружеской парой каневчан Меркуловых – Василием Васильевичем и Надеждой Владимировной, и узнать, сколько любви, душевной щедрости, внимания потребовалось им для создания семейного очага и как греет их его тепло уже более полувека.
Раз агроном, два агроном…
Василий родился в станице Челбасской в семье колхозников. Кроме него воспитывали родители ещё одного брата и двух сестёр. Сельский паренёк, закончив местную десятилетку, твёрдо решил получить высшее образование и поехал поступать в Новочеркасский политех. Неудача не расстроила – какие наши годы! – и устроился он на работу учеником электрика. Потом армия, возвращение и новая попытка поступления. Но в этот раз решил Василий, что ему всё же ближе сельское хозяйство, поэтому выбрал агрономический факультет Краснодарского СХИ. И стал-таки студентом.
И в это же время на тот же факультет поступила девушка Надя из Майкопа. Жила она там с мамой и братом, и была у неё мечта стать учителем географии. Вот только две причины противостояли её осуществлению: первая – географический факультет был только в учебном заведении в Рязани, что сравнительно далеко от дома, вторая – тройка в аттестате по математике. С ней в большей степени Надежда и утратила надежду получить «вышку», но тут помогла знакомая, которая посоветовала девушке поступать в КСХИ на совсем недавно открывшийся новый факультет – получать специальность агронома по защите растений. И она, была не была, рискнула. Поступила.
Учились ребята в одной группе, часто виделись на лекциях, в общежитии не раз сталкивались. Но только на 3-м курсе Василий вдруг стал смотреть на Надю другими глазами – влюблёнными. Когда спустя год почувствовали они, что им трудно друг без друга, решили пожениться.
– Свадьбу собирались играть скромную, студенческую, – рассказывает Василий Васильевич. – Откуда у очников деньги? А родители и так учёбу тянули, не хотелось обременять их ещё одними тратами. Но отец мой сказал, как отрезал: «Свадьбе быть, а то станичники скажут, что зажал, как им в глаза смотреть». Дали денег на кольца, на пошив свадебного костюма и стали готовиться к торжеству.
– А мне красивое платье городская швея по знакомству пошила, – вступает в разговор Надежда Владимировна. – Маме, работающей бухгалтером в автогараже, выделили для такого случая автобус, так что была возможность пригласить на свадьбу всю нашу группу. Вот только в доме Васиных родителей места для студентов не хватило, поэтому их разобрали на ночёвку по домам местные жители. А уже утром – назад: свадьба – свадьбой, а занятия никто не отменял.
Супружеская чета ушла из общежития, снимали квартиру с двумя такими же семейными парами. Через время Надежда почувствовала себя в «интересном» положении, и в определённый срок счастливый Василий уже держал на руках драгоценный свёрток с дочуркой Линой.
– Учёбу мою решено было не бросать и не брать академ, ведь остался последний, самый короткий курс. Помогали все, кто как мог. И Вася сидел с ребёнком, и соседи по квартире, пока я на занятия бегала. Сказать, что было трудно, не то слово. Мужу пришлось, можно сказать, защищать два диплома агронома – мой и свой, – продолжает рассказ Надежда Владимировна. – Но дальше справлялись уже своими силами.
Всюду – «ко двору»
Так случилось, что по прибытии Василия по распределению на работу в Усть-Лабинск оказалось два агронома на одно место. И поехали молодые в Адыгею, в пос. Зарево. Жили в доме Надиной матери. Василий занимал должность агронома-семеновода в местном совхозе «Заря», Надежда после декретного отпуска стала трудиться агрономом по защите растений. Затем главе семейства предложили место директора биофабрики в Майкопе. Работа интересная, вот только проблема с жильём оставалась открытой. Ну и в итоге – переезд в Белореченский район, где Василий стал управляющим совхозным отделением, жильё получили, а самое главное – случилось прибавление в семействе, сын Денис родился.
Возможно, на этом бы и закончились переезды семьи Меркуловых, если бы не выдвинули Василия председателем сельсовета. Не по душе оказалась ему работа «во власти», и решила семья переехать в Каневскую. Сразу два агронома пришли в «Победу», и обоих радушно принял Вадим Федотович Резников, определив Надежду на тепличный комплекс, а Василия – в 6-ю бригаду хозяйства.
– Дали нам сразу трёхкомнатную квартиру по улице Ростовской, – вспоминает Надежда Владимировна. – А у нас мебели нет, стоим и не знаем, чем её заполнять.
– Чуть больше года прожили мы там, – вступает в разговор Василий Васильевич. – А потом вызывает меня как-то Вадим Федотович и с порога: «На землю не хочешь спуститься?». Стою и думаю, где я чего натворил, где палку перегнул. А он смеётся: «Агрономы должны жить на земле. Давай переселяйся в коттедж, там участок есть».
Десять лет прожили супруги в Каневской, но потом решили вернуться в Майкоп. Василий работал бригадиром тепличного комбината, Надежда – завскладом в этом же хозяйстве. Квартиру дали, позже – участок для строительства. Но наступили «лихие 90-е». Адыгея получила статус республики, вышла из состава Краснодарского края, многое изменилось. Зарплаты нет, стройматериалов не достать. Кое-как достроили супруги дом, затем продали всё и вернулись в Каневскую.
– Вася приехал первый, так сказать, на разведку. Остановился в гостинице и искал жильё, – объясняет Надежда Владимировна. – Этот дом ему глянулся, но одно расстраивало – земли мало. А я просто влюбилась в него: стоит, что называется, в самом «центре жизни» – остановки автобусные рядом по обе стороны дороги, пять минут неспешного хода до магазинов и улица и впрямь широкая. Мы даже сумели небольшой садик возле дома посадить – яблоньки, вишню. А на работу Васю снова в «Победу» взяли.
Надежда Владимировна говорит об очередном переезде спокойно. Как ниточка за иголочкой следовала она за мужем, потому что знала и верила: всё, что он ни делает – на благо семьи.
Как жилось полвека вместе?
Вот так в круговерти дел недосуг было супругам оглядываться в прошлое, думать о том, что да как происходило. А сейчас, при беседе, выпало время, когда память воскрешает события, заставляет задуматься о том, как уже на целых полвека остались они не только мужем и женой, но и самыми дорогими друг другу людьми. И я слушаю размышления супругов.
– Не было у нас сказочной золотой рыбки, семейную жизнь строили сами, жили в любви и доверии, делили все заботы поровну. И детей учили тому, что «без труда не вынешь рыбку из пруда».
К Лине пришлось проявлять больше заботы и внимания – дочь часто болела. Но ведь тяжкое – не в тягость, если вместе. Она выучилась на бухгалтера, всю жизнь работает в торговле. Её дом от нас неподалёку. Дочь Лины Юля – программист, живёт в Краснодаре, замужем, замечательная мать девочек-двойняшек шести лет, сын Михаил – студент Ростовского ДГТУ.
А вот Денис у нас к спорту тягу имел. За пять километров из посёлка в посёлок на тренировки по тхэквондо ходил, часто ездил на соревнования. И добился определённых успехов – в 17 лет стал чемпионом России. Так что не было никакого сомнения – пойдёт он учиться по спортивной части. В итоге сын закончил Смоленскую академию физкультуры, спорта и туризма, после чего ему предложили остаться работать там же преподавателем. В Смоленске и женился. Его сын Иван – студент госуниверситета морского и речного флота им. Макарова, дочке Маше 13 лет.
Никто не пошёл по нашим стопам, ну и что ж – каждый из них нашёл своё место в жизни, создал свои семьи.
И дети, и внуки навещают нас, гостят. И тогда в доме забот-хлопот прибавляется: самые вкусные блюда – на стол, пирожочков гора. Но самое главное – все здоровы, все вместе, все рядом, а что ещё родителям надо?
Ну и напоследок, отвечая на ставшие уже традиционными вопросы, как в общем жилось им эти полвека вместе, какой стержень держал, Василий Васильевич оживился и выдал:
– Тоже мне, вопрос «на засыпку»! Да мы их и не считали, годы-то! Ведь нет в жизни расписания. И никаких заговоров на долгую семейную жизнь. Сначала приходит Её Величество Любовь, с годами делают своё дело забота, чуткость, надёжность, появляются уважение, взаимопонимание.
– Мы любили простые житейские радости. Каждый старался не огорчать другого, поддерживать в трудные моменты, дарить тепло. Уже пройдено нами «серебро» и «золото», теперь – за бриллиантами, – добавила Надежда Владимировна.
«Да, всё так просто, и так сложно, – подумалось мне. – Многие истории людей заканчиваются свадьбой. А ведь с неё нужно начинать. И рассказывать о том, как люди, живя вместе, день за днём создают своё семейное счастье».
Светлана Протопопова
Фото: Иван Базалий