Людмила Николенко – один из лучших специалистов Каневского района 2023 года.

Место притяжения – лицей

После окончания Армавирского педагогического университета, в 2017 году, она работала в Гулькевичах, затем вернулась в родной район и стала преподавать русский язык и литературу в каневском лицее имени Дважды Героя Социалистического Труда Вадима Федотовича Резникова.

– Людмила Андреевна, когда вы решили стать учителем?
– Ещё в детстве. В нашей новодеревянковской 44-й школе русский язык и литературу преподавала Лариса Александровна Полякова. Она была для меня примером и моим любимым учителем. Мне нравилась её манера подачи материала, сами предметы. К тому же, Лариса Александровна была отзывчивой и спокойной, к каждому ученику находила подход. В общем, именно она стала моим наставником.

– Какие плюсы вашей профессии?
– Плюсом считаю работу с детьми, это держит меня в тонусе и позволяет идти в ногу со временем. Правда, поначалу у меня были сложности со старшими классами, особенно во время подготовки к государственной итоговой аттестации – ЕГЭ и ОГЭ. Было страшновато, но вместе с детьми мы выровняли эту ситуацию. И сегодня мне нравится работать именно со старшеклассниками, ведь они максимально нацелены на результат. Мы берём детей с пятого класса и доводим их до девятого-одиннадцатого – думаю, они воспринимают нас, учителей, как родных людей.

– Что самое главное в педагогике?
– На мой взгляд, терпение и знание своего предмета. А ещё – умение найти правильный подход не только к каждому ребёнку, но и к родителям – это несложно. Просто учителю нужно оставаться самим собой. Дети чувствуют фальшь, и если они подмечают это в учителе, – не воспринимают его.

– Есть ли у вас ощущение, что сейчас растёт количество нечитающих детей?
– Отчасти, да. Но радует, что всё-таки много детей читают классическую литературу. Причём, не только русскую, но и зарубежную. Они задают вопросы даже не по школьной программе. Что касается меня, то одним из моих любимых прозаиков является Уильям Теккерей, но его самый известный роман «Ярмарка тщеславия» в школе не проходят.

– Как вы считаете, почему так много безграмотных людей в интернете?
– Это влияние мессенджеров. К сожалению, не все следят за грамотностью письма именно в интернет-сообществах, в пабликах и пишут так, как слышат. Я люблю свой родной язык, поэтому меня это раздражает. Но есть и другая сторона медали: сегодняшний учитель, сохранив богатый опыт российской и советских школы, использует новые формы обучения, сочетает их с современнейшими педагогическими технологиями. Взять, например, интерактивную мультимедийную доску, которая помогает на всех этапах обучения, особенно, если это русская литература. На уроках мы используем фрагменты видеофильмов, фотографии, анимацию и графику. В итоге наши уроки и факультативные занятия стали гораздо увлекательнее и насыщеннее как для педагогов, так и для учащихся.

– А для кого предназначены перемены: для учителя или для ученика? В моей школьной жизни были преподаватели, которые говорили: «Звонок – для учителя» и завершали урок именно на перемене.
– Звонок – для всех. Педагог должен уложиться в положенные 40 минут. Если же ребёнок что-то не успел на уроке – дети работают в разном темпе – учитель идёт навстречу и помогает ему на перемене.

– Поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками?
– Да, в этом году был мой первый выпуск. Те, кто учится в вузах недалеко, часто приходят в школу по субботам, с остальными общаюсь по телефону.

– Людмила Андреевна, а что вы делаете на каникулах?
– Готовлюсь к следующей четверти. Если же это отпуск, с удовольствием отдыхаю с семьёй. Мы очень любим путешествовать – всё зависит от времени, которым располагаем. Этим летом ездили на Черноморское побережье, в следующий раз планируем горы.

Наталья Успешная. Фото: Иван Базалий