Во избежание происшествий и аварий велосипедист любого возраста и статуса должен знать и соблюдать относящиеся к нему требования.

Какие правила необходимо знать и выполнять водителям велосипедов

Возрастной барьер

В пункте 24.2 ПДД указано, что движение велосипедистов в возрасте до семи лет возможно только вместе с сопровождающими их пешеходами по тротуарам, а также пешеходным дорожкам и зонам. Водители от 7 до 14 лет могут ездить самостоятельно, однако путь на проезжую часть для них по-прежнему строго закрыт. Кроме того, велосипедист не должен создавать помехи для пешеходов, а в случае необходимости должен спешиваться. Пересечение автодороги также возможно только пешим ходом.

Так как в населённых пунктах нашего района отсутствуют отдельные дорожки и полосы для велосипедистов, перемещаться по обочине и правому краю «большой дороги» строго в направлении движения имеют право лица старше 14 лет. Тем не менее, для представителей старшей категории допускается езда по тротуарам и пешеходным зонам, если они сопровождают водителей более младшего возраста или перевозят на своём велосипеде ребёнка до семи лет.

Техосмотр

Перед выездом велосипедист обязан тщательно проверить свой транспорт на предмет исправного состояния и обеспечить его на протяжении всего пути. Не допускается езда при неисправностях рулевой и тормозной систем. Согласно пункту 24.10 ПДД для передвижения в тёмное время суток обязательно наличие элементарных катафотов, а пункт 19.1 обязывает оборудовать велосипед передней фарой и задним габаритным огнём. Дополнительно рекомендуется установить зеркало заднего вида для увеличения зоны обзора и механический или электронный звонок для подачи звуковых сигналов. Вечером и ночью водителю следует использовать специальную накидку со световозвращающими элементами.

Условные сигналы

Как гласит пункт 8.1 ПДД, каждый участник дорожного движения перед началом езды, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой обязан проинформировать об этом других. Поскольку велосипед лишён светового оборудования, сигналы подаются рукой. При этом недопустимо создание опасной или аварийной ситуации.

В привычном нам правостороннем движении левая рука, вытянутая в сторону, означает левый поворот или разворот. Если эта рука согнута в локте вверх, то – поворот направо. Сигналу торможения соответствует поднятая вверх прямая рука (см. фото).

Чтобы не вводить других участников в заблуждение, подачу сигнала велосипедист производит заблаговременно до начала манёвра и прекращает непосредственно перед его выполнением возвращением руки на руль.

Карательные меры

Казалось бы, если для управления этим видом транспорта права не нужны, то о каких штрафах может идти речь? Однако санкции всё-таки существуют. Так, за нарушение абсолютно любых правил дорожного движения велосипедистом статьёй 12.29 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в размере 800 рублей. В случае, если проступок совершён ещё и в состоянии алкогольного опьянения, водитель «под градусом» заплатит уже от 1000 до 1500 рублей.

Согласно статье 12.30 КоАП РФ лицо, создавшее помехи в движении транспортных средств при управлении велосипедом, получит штраф в размере 1000 рублей. Самой жёсткой мерой считается ответственность в случае причинения лёгкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения, также оцениваемая в 1000-1500 рублей. Но в этом случае материальное наказание — не самое главное. Задумайтесь о жизни других людей!

Велосипедистам запрещено:

* вести транспорт в состоянии алкогольного опьянения или передавать управление таковым лицам;

* управлять транспортом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

* перевозить груз, мешающий управлению и выступающий за габариты велосипеда более чем на 50 см по длине и ширине со всех сторон;

* поворачивать (разворачиваться) налево на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы для движения в одном направлении;

* ехать на велосипеде по автомагистралям;

* перевозить пассажиров, в том числе детей, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией;

* буксировать что-либо кроме прицепа, предназначенного для эксплуатации данным транспортом;

* пересекать дорогу по пешеходному переходу за рулём велосипеда.

Глас закона

Алексей Денисенко, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Каневскому району, майор полиции:

– С начала года на территории муниципалитета зафиксировано одно дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедиста, произошедшее по его непосредственной вине. Водитель двухколёсного транспорта отделался телесными повреждениями. Сотрудники Госавтоинспекции прикладывают немалые усилия, чтобы не допустить повторения подобных случаев, однако в этой ситуации многое зависит от самих владельцев велотранспорта. Мы призываем всех участников дорожного движения соблюдать правила, быть внимательным и осторожными. Один безответственный поступок может стоить вам и другим людям здоровья и даже жизни!

Иван Базалий