С 6 октября в кинотеатрах страны стартовал показ фильма «Сердце Пармы» по роману пермского писателя Алексея Иванова. На местах съёмок фильма и на этнофестивале «Зов Пармы», организатором которого был автор романа, побывал наш внештатный корреспондент Сергей Назаренко.

Сердце Пармы

Столица Перми Великой

Три дня пути и почти три тысячи километров на своей машине от Кубани до Северного Урала, точнее, до мест, которые в древности называли Чудью Камской или ещё раньше, – Пармой, прошли под шокирующим впечатлением от огромности нашей страны. Согласно утверждению самого писателя Алексея Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной буквы, поскольку является приуральским названием хвойного леса, синонимом слова «тайга», но многие ставят прописную букву, так как этим именем собственным принято кратко называть Пермь Великую.

С творчеством Алексея Иванова многие уже знакомы – его перу принадлежит множество разножанровых произведений: от исторической хроники «Хребет России» до нашумевшего экранизированного романа «Географ глобус пропил», который снимался в Перми и на берегах уральской реки Усьвы. А по одной из сюжетных линий романа «Тобол» Алексея Иванова режиссёр Игорь Зайцев в 2019 году снял одноимённый фильм, который сразу оценили любители исторических фильмов.

Полное название романа Алексея Иванова звучит так: «Зов Пармы, или Чердынь – княгиня гор». Вот именно поэтому, немного отдохнув после дороги, я отправился в небольшой городок на севере Пермского края, который до 1613 года был столицей Перми Великой. Первое упоминание о городе Чердыни в летописях относится к 1451 году. Проще говоря, почти за четыреста лет до возникновения моей станицы Чердынь уже была столицей Северного Прикамья. Сегодня в городе проживают в три раза меньше жителей, чем в Новоминской, – чуть больше четырёх тысяч горожан. Возведённая на семи холмах, как Москва и Рим, Чердынь привлекает туристов старинными купеческими домами, торговыми лавками с местными сувенирами.

Заходим в магазин с тёплым названием «Хлебушко». Хлеб и всевозможную выпечку изготавливают здесь же неподалёку, в бывшей монастырской пекарне. Берём чердынские шанежки с картофелем и местный, как написано на этикетке, «овсяной квас доктора Щинова». Всё оказывается удивительно вкусным! Присаживаемся на улице за столом, и к нам тут же прилетают наглые вороватые галки, готовые брать еду прямо с руки!

На семи холмах

Чердынь стоит на семи холмах, которые вытянуты вдоль реки Колвы, каждый холм имеет своё название: Таёжный, Вятский, Троицкий, Вознесенский, Богоявленский, Монастырский, Всесвятский. Мы идём к реке и уже издали видим высокие сторожевые башни, срубленные из огромных стволов, здание деревянного храма.

Лучшие панорамы открываются с вершин холмов: судоходная некогда Колва, убегающая змейкой за горизонт, бескрайняя тайга с борами, светлыми от беломшанника, изумительной красоты северные пейзажи. На этих холмах была отснята часть фильма «Сердце Пармы», потому что именно о Чердыни и её окрестностях идёт повествование в фильме. Отсюда видна вершина Полюд-камня, за которым заканчиваются все дороги, начинаются бескрайние леса и болота. Остальная часть декораций была построена неподалёку от Губахи, поближе к крупным городам.

На Троицком холме несколько лет назад реконструировали две сторожевые башни бывшего кремля. А каменная церковь местного Иоанно-Богословского монастыря, построенная в 1718 году шведами, пленёнными во время Полтавской битвы, до сих пор сохранилась в первозданном виде.  Мало того, зайдя в храм, мы стали свидетелями венчания, которое проходило очень красиво: жених и невеста были в русских костюмах с ручной вышивкой, что было завораживающе красиво!

В городе можно посетить краеведческий музей, несколько старинных церквей и часовен, а также Троицкое и Вятское городища. Центральная часть города сохранила облик старинной купеческой слободы с верстовыми столбами, торговыми ларями и амбарами. Здесь в прошедшие века торговали пушниной и солью, зерном и медью, порохом и ружьями, восточными сладостями и иранскими подносами. Но главное украшение Чердыни – это почти полтора десятка православных храмов и два монастыря – мужской и женский.

Историческая основа

Некоторые свидетели съёмок фильма уже сейчас называют его новой «Игрой престолов». Значительная часть фильма построена на подлинной истории Камской Чуди. Чердынский кремль выдержал одиннадцать нападений сибирских, татарских и вогульских полчищ, но ни разу не был взят! Многие герои фильма имеют своих подлинных исторических героев, живших в тех краях в середине пятнадцатого и последующих веков. Одним из актёров, принимавших участие в съёмках этого фильма, был Сергей Пускепалис, сыгравший роль воеводы. К большому сожалению, этот замечательный актёр погиб, перегоняя автомобиль с необходимыми вещами для воинов Донбасса…

В центре города стоит часовня в память о 85 воинах, возле которой находится чугунная плита с именами всех воинов и надписью: «Сии страдальцы побиени быша при нашествии на град Чердынь Нагайских татар в 1547 году января 6 дня в деревне Кондратьевой Слободе Чердынского уезда в 50-ти верстах от города Чердыни, вниз по течению реки Вишеры».  А в местном краеведческом музее можно увидеть икону с образами всех погибших за родную землю воинов! Тела их погребены в Чердыни в приходе Успенской церкви, а имена означены на чугунной плите над могилою, над которой устроена каменная часовня, где совершаются ежегодно панихиды шестого января.

Но крещёные вогулы всё равно где-то в глубине души сохранили своё языческое наследие. К убиенным чердынцы обращались за молитвенной помощью. Особенно воины помогали при потерях. Если у кого-то терялась овца, крестьянин шёл в часовню и ставил воинам свечку. Когда животное находилось, крестьянин стриг с неё шерсть и часть этой шерсти нёс к часовне. У входа в неё была икона Спасителя с ягнёнком на плечах, эту шерсть как бы отдавали в дар Спасителю, помещая рядом с иконой.

Работники музея радушно меня встретили, по-детски удивились, что с далёкой Кубани кто-то интересуется жизнью Чердыни. Одна из работниц музея, Светлана Кирьянова, даже провела для нас персональную экскурсию по музею и посоветовала побывать на ежегодном этнофестивале «Зов Пармы», объяснив это тем, что среди участников очень много людей, которые принимали участие в съёмке массовых сцен в фильме. Через социальные сети Перми, Губахи, Чердыни, Березников проводили кастинг. Предпочтение отдавали нескольким типам внешности: татарской, башкирской и славянской. В фильме можно будет увидеть и вымышленный народ, живущий на реке в домах на сваях. Их внешность близка к знакомым нам эльфам: беловолосые, голубоглазые, в одежде из рыбьей кожи. Фильм должен поразить зрителя ещё и тем, что в нём приняли участие более полутора тысяч человек!

Ах, фестиваль…

Сам этнофестиваль проходил неподалёку от Чердыни, в деревне с забавным названием Серёгово. Он показался мне весьма похожим на нашу кубанскую Атамань с радушным застольем, народными песнями, хороводами, старинными играми и загадками, с демонстрацией северных народных промыслов. Но всё равно таёжный колорит проглядывал везде: и в звучании народных песен, и в весёлых хороводах, и в самом говоре местных жителей. Продавали необычные для меня товары: кедровые шишки, варенье из морошки, брусники, клюквы. Повсюду банки с различными грибами – солёными, маринованными, сушёными. Поделки из берёсты, дерева, глины, меховые варежки и унты, шубы, фигурки животных из камня – всё было для меня непривычно! Историческая реконструкция меня, честно говоря, разочаровала. Наши южные реконструкторы более тщательно подходят к деталям одежды и исторической правде следуют даже в особенностях швов, тонкостях изготовления кольчуги и оружия, я уж не говорю о прочих. Мне сразу же бросилась в глаза обувь, никак не соответствующая той эпохе, а ещё больше раздражал ведущий рыцарских поединков, красующийся в модных солнцезащитных очках… Но это, конечно, не могло испортить ту атмосферу народного праздника, которого из-за пандемии ждали несколько лет. На большой поляне собралось множество творческих коллективов со всего Урала, которые не только пели и плясали, но и рассказывали сказки, проводили мастер-классы по изготовлению стеклянных бус, резке фигурок из мягкого камня, ковке, вышиванию, тиснению бересты и ещё куче различных ремёсел! Ежегодно праздник завершается поздней ночью сжиганием тотемного животного: лося, совы или рыбы, как в этом году.

Как рассказали участники фестиваля, в фильме самым причудливым образом переплелись подлинная история Урала, языческие верования вогулов и полёт фантазии автора романа. Не побывав в этих краях, не увидев медные пластины с изображениями человеколося – языческого тотема, древних икон, написанных не по канонам православия, невозможно до конца понять авторский замысел создателей фильма. Конечно, в нём мы увидим изобилие компьютерной графики, но не будем забывать про то, что в основе фильма всё-таки лежит наша многогранная история многонациональной страны.

Сергей НАЗАРЕНКО,
фото автора