Год юбилея Краснодарского края – это и год юбилея его ровесников. Возможно, для региона 85 – не такой большой срок, но для человека – целая история длиною в жизнь.

В краю родном, навек любимом…

Пролог

Когда я собиралась писать о ровеснице Краснодарского края Людмиле Тихоновне Куц, она долго не соглашалась: какая из меня знаменитость, а после уговоров заявила: – Вы же меня и фотографировать будете? Так давайте встретимся денька через два. Я хоть прихорошусь маленько, причёску сделаю. Что ж, женщина в любом возрасте стремится выглядеть достойно.

Моя встреча с Людмилой Тихоновной началась… с «санпропускника» – при входе в дом в целях безопасности её супруг Анатолий Алексеевич провёл мне дезинфекцию рук. И никакой перестраховки я в этом не усмотрела, во время ковида так и должно быть. Ну а уже потом началась наша с ней беседа о пережитом-прожитом, которое брало своё начало из далёкого 1937 года.

Из столицы – в станицу

Весна. Вовсю светило солнце, пряно пахло цветущими деревьями, сиренью, улицы были заполнены весёлыми, нарядными людьми и торжественно-весёлой музыкой. Все отмечали Первомай. А в это время в 3-м роддоме города Краснодара у Анастасии Бублий родилась дочурка Людмила – милая людям.

Сама родом из Керчи, Анастасия заканчивала учёбу в Краснодарском пединституте. Правда, начинала свой студенческий путь с получения профессии медика, но дойдя до «анатомички», поняла, что медицине посвятить себя совсем не готова. Муж её был кадровым военным, часто пропадал в командировках, и молодой матери трудно приходилось одной с ребёнком на руках. Тем более, в городе. Поэтому когда после госэкзаменов для педагога нашлась работа в Каневской, не раздумывала. Вот только муж на это согласен не был. С тех пор пошёл разлад в их супружеских отношениях. А потом пара и вовсе рассталась, но Людочка осталась с мамой.

В дальнейшей жизни одинокой женщине с ребёнком на руках помогала работа – Анастасия Митрофановна преподавала русский язык и литературу в вечерней школе, в сельхозшколе, подрабатывала в детском доме. Долгое время квартировала эта маленькая семья по станице, пока не дали своё жильё. Места было много, и уже вскоре в станицу из Керчи переехали престарелые родители Анастасии.

Так за делами, хлопотами шло время. Подрастала Людочка, произошли изменения в семье – у девочки появился отчим, жить стало легче. Даже несмотря на рождение младшей сестрёнки Ларисы. Ведь новый глава семьи был пчеловодом, что и способствовало определённому достатку. А дальше была война, с которой вернулись тяготы пуще прежних. Но вместе со всем народом выстояли.

В предпобедном 1944-м Людмила стала первоклассницей первой школы, которая в то время располагалась в здании нынешней гимназии. Училась хорошо, мечтала поступить в вуз, стать востребованным специалистом. Правда, в какой области, определилась только перед окончанием школы. Но решение было очень твёрдым: поступать только на инженера-технолога по кондитерским изделиям! И логика в этом была: сама в детстве редко видевшая конфеты, девушка очень хотела, чтобы с её помощью у других детей их было в достатке.

Из станицы – в столицу

Вопрос, в какой вуз поступать, даже не стоял – только в московский! Хотя раньше дальше Придорожной и Лазаревки не ездила. И вот с хорошим аттестатом, двумя подружками-единомышленницами и в сопровождении мамы поехала Людмила штурмовать Московский технологический институт пищевой промышленности.

Экзамены сдавали все трое, забрезжила перспектива столичного студенчества, однако последующее отсутствие в списках поступивших стало для них горьким потрясением. Слёзы не высыхали несколько дней. Но и без радости не обошлось: в это время вдруг объявился отец Людмилы и забрал дочь погостить к себе в Ригу. Только и там девушка не давала себе спуску – готовилась очень серьёзно к очередному поступлению, назубок учила все дисциплины. Это упорство увенчалось успехом – стала Людмила московской студенткой. Правда, по совету отца, экономического факультета. Который, кстати, был с уклоном работы в сельском хозяйстве.

Но поступить – одно дело, как дальше продержаться? Первое время пришлось снимать комнату – общежитие «прирастало» новыми корпусами, так что после учёбы и на стройке потрудиться приходилось. Зато сколько счастья было, когда вселялась в новенькую комнату! Да ещё с новыми подружками-студентками. И стали вместе жить-поживать две Люды и две Светы.

Эту комнату под № 283 в общежитии знали многие: сюда студенческая братия собиралась, когда по коридорам разносился ароматный запах жареных семечек – мама Люды клала их в посылку, чтобы обезопасить от боя яички.

– Мы очень активными были, – говорит моя собеседница. – И киноновинки не пропускали, и экзамены приходили сдавать первыми. А готовились частенько к ним на скамеечках ВДНХ, там же перекусы устраивали. Ах, эти сосиски с жареной капустой на тарелочках! Самое интересное время было!

Получила во время учёбы Людмила и настоящую трудовую закалку – на старших курсах со студенческим отрядом на всё лето ездила в казахские степи, на целину. Работала копнильщицей на комбайне, жила с другими целинниками в вагончике. И как сейчас помнит, что на заработанную тысячу рублей купила серенький твидовый костюм-двойку и замшевые туфли, о которых давно мечтала.

Снова дома

Быстро пролетели годы учёбы. Позади экзамены, впереди – распределение и неизвестность: куда попадёт? Всё случилось, как в сказке: одной из студенток-москвичек выпала… Каневская. Людмила в деканат: так, мол, и так, она через год всё бросит и уедет, а я там живу! Мне и карты в руки!

В общем, в конце лета 1960-го прибыла девушка к месту работы – в райпищекомбинат. Там её ждала должность плановика. Осваивая её шаг за шагом, нарабатывала Людмила практические навыки, привычными стали цифры, появилась уверенность в работе, привязанность к коллективу. Доверили молодому специалисту и «ключевые» посты на предприятии в плане общественной жизни – сначала избрали секретарём комсомольской организации, позже – лидером партячейки. Менялся ритм жизни, добавлялось ответственности, но это только закаляло. Через время Людмила была назначена экономистом.

– В итоге – стаж более 40-ка лет, – говорит Людмила Тихоновна. – И никогда за это время даже мысли не было поменять работу, где меня с первых дней коллектив принял очень дружелюбно. Это чувство сохранилось на долгие годы. С ныне живущими коллегами мы до сих пор перезваниваемся, поздравляем с праздниками, днями рождения.

Есть образование, работа, можно было о личной жизни подумать. И случай представился.

– Ходила я на танцы в Дом культуры – «райсарай», как тогда его называла молодёжь, – вспоминает Людмила Тихоновна. – Добираться туда в дождь было особенно трудно, приходилось у подружки сапоги оставлять, полы скрипучие, но зато как даст баян – ноги ходуном. Там и встретила свою половинку – Анатолия. И что интересно, учились с ним в одной школе, но не знали друг друга. Он к тому времени тоже институт окончил, работал инженером-механиком в хозрасчётном прорабском участке. Кстати, и на целине, как и я, побывал. Через три месяца сделал мне предложение, познакомил с родителями. Очень хорошими людьми были свёкор со свекрухой, недаром прожили мы вместе с ними в мире и согласии целых 15 лет! Золотую свадьбу им справили.

– Потом вот этот добротный дом мужу как квартиру дали, с последующим выкупом. Мы просто влюбились в него, – замечает хозяйка. – И место хорошее, считай, центр, и планировку комнат прежний хозяин сделал удобную. Чего ещё желать?

Время, время… И днём и ночью идут часы жизни, не знающие остановки. Выпорхнули из родительского гнезда их две дочери-погодки Галя и Таня. Сначала – с разницей в два года – на время обучения на строительном факультете краснодарского сельхозинститута, а затем по причине замужества. Опустели светлые комнаты, но материнское сердце не печалится: вернулось всё тремя внуками, четырьмя правнуками. И снова полон дом забот-хлопот. Ведь не забывает их никто, часто навещают. Недавно чествовали Людмилу Тихоновну и Анатолия Алексеевича с бриллиантовой свадьбой. Достойный пример. Теперь вот 1-го мая соберутся на её юбилей.

Вместо эпилога

Мы сидим в одной из комнат, по двум стенам которой можно изучать географию. На них почти от потолка до пола расположились сувенирные тарелочки с изображением мест, где успела побывать чета Куц за годы супружества. Москва, Ленинград, Волгоград, Казань, Керчь, Углич, Кижи, Приамурье, а также Болгария, Египет, Чехословакия…

– Каждый год мы откладывали деньги на путешествия, хотелось мир посмотреть, а не копить на сугубо материальные блага, – рассказывает моя собеседница. – Иногда возвращались без копейки, но всегда без сожаления – заработаем ещё. Только куда бы не поехали, как бы ни было там хорошо, ничто не могло оторвать нас от родимых мест. Наш край, район, станица, дом – начало и конец всех начал.

Светлана ПРОТОПОВОВА

Фото из архива семьи Куц