Каневчанин Илья Непримеров более 20 лет перевозит грузы на большие расстояния.

«Долгою упрямою строкой бежит дорога подо мной»

Судьба выпускника лицея с детства связана с дорогой. С 2000 года он трудится в сфере междугородних грузоперевозок, но ко Дню дальнобойщика равнодушен – придерживается давней традиции отмечать в конце октября профессиональный праздник всех автомобилистов.

С пятого класса наш герой тренировался в велосекции Дворца спорта «Победа», участвовал в соревнованиях. В буквальном смысле исколесил наш район и другие муниципалитеты края. Накануне выпускного бала поступил в автошколу и уже в сентябре 1987-го имел на руках и аттестат о среднем образовании, и водительские права.

В декабре того же года его призвали в армию, служил в автороте при Киевском высшем военно-инженерном училище. Демобилизовавшись, вернулся в Каневскую и до начала «нулевых» работал в колхозе «Победа». В новом тысячелетии география его рейсов значительно расширилась.

Трудно застать этого человека в станице – практически всё время водитель Непримеров в разъездах. К примеру, когда в минувшую среду договаривались о встрече, Илья Анатольевич проезжал Тулу, а в пятницу возвращался из Новороссийска. Побеседовать удалось в субботу – по телефону, когда стоял на разгрузке. Вернулся домой лишь в воскресенье к вечеру…

– Что в первую очередь повлияло на ваш выбор профессии?

– Прочувствовал романтику дорог, занимаясь велоспортом. Он выработал во мне такие качества, как уверенность за рулём и ответственность в пути – за свою жизнь и безопасность окружающих.

– Автомобили каких марок «оставили колею» в вашей судьбе?

– УАЗик, на котором за два года армейской службы объездил весь Киевский военный округ. Два последующих десятилетия оттарабанил в «Победе»: сначала на ГАЗоне, потом на ЗИЛу, в 24 года пересел на КАМАЗ. По межгороду начинал колесить на Вольво, потом на МАНе, сейчас работаю на ДАФе.

– Когда отправился в дальние странствия?

– С 2000-го три года «катался вокруг скирды» – работая у частника, дальше Волгоградской области не ездил. В 2003-м перешёл в фирму посолиднее, вот тогда и расширилась география моих поездок.

– Где удалось побывать за эти годы?

– Россию от западных границ до Тюмени всю объехал. За рубежом до испанской границы практически во всех странах побывал.

– Каковы показатели спидометра вашего авто?

– В год наезжаю в среднем по 140 тысяч километров.

– Чем запоминаются поездки на большие расстояния?

– Климатическими особенностями. К примеру, в Воронеже за бортом температура воздуха минус 20 градусов по Цельсию, а на Кубани – плюсовая. В одной поездке, бывает, побываешь во всех временах года. А какие звёзды ближе к макушке Земли!..

– Проходили ли маршруты по горной местности? Какие у них особенности?

– Конечно. Когда отгромыхала война в Северной Осетии, возили туда оборудование для сотовой связи. В горных районах Франции бывал. На большой высоте даже мотор начинает как-то иначе работать. Серпантинная дорога требует от водителя повышенной концентрации внимания. А по ощущениям – на спусках в ушах закладывает даже в холмистой местности Тульской области, когда несёшься вниз «стремительным домкратом».

– Некоторые водители большегрузов признаются, что засыпали за рулём. С вами такое случалось?

– Ни разу. А вот «глюки» были – в 2015 году, когда во­зил из Амстердама в Краснодар цветы. На их доставку давалось 72 часа. По восемь дней за рулём, и всего час в сутки удавалось отдохнуть. Почувствуешь неладное, заедешь на стоянку и только прикорнёшь, тебя уже будит диспетчер: «Почему съехал с маршрута? Сбиваешься с графика!». Решил не рисковать и ушёл в другую автомобильную кампанию.

– Почти 40 лет безаварийной работы – как это у вас получается?

– Всё, что от меня зависит, стараюсь выполнять. Бывают, конечно, незначительные промахи, но правила дорожного движения для того и существуют, чтобы их не нарушали. Однако дураков на дороге хватает, они то и становятся виновниками ДТП. Вот, например, стою в пробке на МКАДе и вдруг слышу «Тресь!»: «форд» врезался в мой прицеп. Оказалось, владелец иномарки доверил молодой девушке руль, а та не справилась с управлением. Хорошо, что только легковушка слегка пострадала, да два часа ушло на ожидание полиции и оформление документов. Пришлось потом мне сокращать время, предназначенное для сна.

– Как организован отдых в пути? Чем питаетесь?

– Современные большегрузы оборудованы всем необходимым для полноценного отдыха. У машины, на которой я тружусь сейчас, кабина-трансформер – как однокомнатная квартира. Опустил сиденье – зал, поднял – кухня, имеется спальное место. А насчёт еды… Бывает, что сам себе супчика заварю, услугами общепита редко пользуюсь, хотя сейчас много придорожных кафе с приличным меню и хорошим обслуживанием. Но домашнюю кухню, конечно, не заменит ничто!

– Расскажите о семье.

– С супругой Ивонной вырастили двух дочерей – старшая живёт и работает в Москве, младшая учится в Питере. Сын ещё учится в школе, ему 12 лет.

– Как они относятся к вашей профессии?

– Бросай, говорят. Устали от долгих разлук, постоянных переживаний. Заработки в последнее время заметно упали, а ответственность с каждым годом возрастает.

– Планирует ли сын продолжить династию?

– У него другие интересы. Да и я не хочу, чтобы он пошёл по моим стопам.

– И пенсия не за горами, и здоровья с годами не прибавляется. Может, стоит несколько изменить род деятельности?

– Да у меня голова закружится, если буду по месту работать!

– Случались ли романтические отношения в пути?

– А зачем они нужны? Всё – в семью!

– Как снимаете напряжение, оказавшись в стрессовой ситуации?

– Во времена своего увлечения велоспортом научился «спускать пар в чистом поле»: поорёшь там, где тебя никто не слышит, и успокоишься.

– Отразилась ли на вашей семье, работе пандемия? Оставались в самоизоляции на время карантина?

– Ковид к счастью обошёл нас стороной. Работать не прекращал – мы же перевозим продукты питания, другие жизненно необходимые для людей грузы. Во время карантина дороги были свободны от лихачей и пробок.

– Правда ли, что ваша профессия входит в список запрещённых для женщин?

– Как такового запрета нет. В кругу моих знакомых с десяток женщин водит большегрузы, причём не хуже мужчин.

– Насколько точно фильм «Дальнобойщики» отражает реальность вашей работы?

– Главным героям этого сериала работать некогда – одни приключения. Собрали разные шофёрские истории-байки и втянули в фильм: то козла Гостюхин с Галкиным спасают, то у них в колбасе бомбы…

– Кто из персонажей вам ближе по духу?

– Никто! Я приключений не ищу и не лезу в воду, не зная брода.

– Как отмечаете День дальнобойщика?

– Никак! Я вообще не понимаю этого слова – «дальнобойщик»: кого бьют, зачем? Большинство бывалых водителей междугородних перевозок такого же мнения. Этот праздник, как день святого Валентина и Хэллуин, притащили в Россию из зарубежья. Молодёжь и те, кому всё равно, лишь бы потусить, празднуют. А для меня был и остаётся один профессиональным День автомобилиста.

– А в целом, как проходят в вашей жизни праздники?

– Зачастую в рейсе. Поздравления принимаю по телефону, шлю приветы по Интернету. Оказаться дома, в окружении родных – вот что для меня праздник!

– Что пожелаете нашим читателям-водителям?

– Удачи и шершавой дороги!

Елена ПОХОДИНА