Криница – природная «изюминка» Стародеревянковской и одновременно местночтимый источник, названный станичниками во имя святой мученицы Параскевы Пятницы.

Есть в станице Криница

XIX век. Следствие вели

В фондах Государственного архива Краснодарского края хранится «Дело» о стародеревянковском источнике, датированное 1861-1864 годами.

Первый артефакт в «Деле» – письмо епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) наказному атаману Черноморского казачьего войска генерал-майору Льву Ивановичу Кулакову от 12 декабря 1859 года с просьбой назначить расследование по факту открывшегося источника в станице Стародеревянковской.

Следствие, конечно же, было проведено. Насколько объективно – сложно давать этому оценку сегодня, но фактографическое содержание следующих в «Деле» документов с исторической точки зрения бесценно.

Из доклада Ейского окружного сыскного начальства в Войсковое правление Кубанского казачьего войска (ноябрь 1863 года):

«Жители станицы Стародеревянковской при круговом опросе показали: с самого водворения станицы на настоящем месте до 1853 года на балке, называемой Глубокою (и расположенной) в конце станицы с северо-западной стороны, не было никакого водного источника. Балка была сухая, и не состояло никаких водоточных признаков её… после обыкновенного исхода весняной снеговой воды заметен образовавшийся в балке той небольшой источник, из коего сначала немного, а потом больше исходила потоком вода и вливалась в состоящую при станице речку… с течением времени родник этот расширялся больше, воды из него истекало обильно, так, что к нему и по всему течению воды на пространстве до 200 саженей приходил рогатый и другой породы скот, и как земля по течению размокла и стала топкою, то скотина иногда загрузала».

Далее описывается, как весной следующего (1854) года «в источнике увязла пришедшая пить воды корова, принадлежавшая казаку из станицы Павлу Стародубу». Узнав об этом, казак попытался вызволить животное, но «корова погрузилась всеми четырьмя ногами по брюхо в самое топкое место». Стародубу пришлось приложить немало усилий, чтобы справиться с задачей. После чего «пришла ему в голову мысль забить источник, чтобы сделать, по его выражению, для всех жителей доброе дело…». Целый день копал землю вокруг источника и заваливал его. О здоровье Стародуба известно, что до этого случая у него было «только слабое зрение в глазах». Но, с его слов, «как только начал забивать источник… почувствовал обморок и головокружение, каковые припадки стали после того повторяться так сильно и часто, что он сделался совершенно нездоров». Раскаивался в содеянном и «после 7 месяцев страдания в начале января 1855 года умер». Всё это подтвердил казак Семён Дыкань.

Следует добавить, что остановить течение родниковой воды Стародубу всё же удалось. Но вскоре, по воспоминаниям казака Илии Чуба, на праздник святых равноапостольных царей Константина и Елены (21 мая по старому стилю) «вдруг показалась с северной стороны дождевая сильная туча, и… над источником пошёл такой сильный дождь», что уровень воды в балке поднялся в среднем на метр. Около получаса лил дождь над балкой в округе не более 3-х километров, вылив в неё основной поток воды, берега же оставались едва смоченными. После чего источник вновь начал действовать. Расширяясь, он принял «кругообразную форму, и обильный из онаго поток наводнил балку, и вода истекала в реку Челбасы».

О следствии по «Делу» об источнике. Рапорт середины XIX века (из фондов Госархива Краснодарского края)

XIX век. Благоустроители

Как следствие, проложенную ниже источника дорогу затопило, и новую сухопутную ветвь станичники проложили «в объезд, выше источника».

Открывшийся удивительным образом источник не мог не привлечь к себе народного внимания, «три времени года… до самых холодов были там посетители». Местному казачьему обществу «стали доходить… слухи… что ежели Стародеревянковская станица не очистит источника, не сделает сруба и не освятит, то сделают это жители соседней Каневской».

Последнее и побудило станичников к действиям. Не желая допускать к этому делу чужаков, стародеревянковские казаки посоветовались в своём кругу. И приступили к делу в июле 1859 года, «общими силами и средствами очистили источник, установили деревянный сруб, огородили досками».

За три последующих года родниковая вода по балке практически прекратила своё течение. Предполагая засор колодца или изменение направления подземного русла «главного источника», станичное общество решило провести реконструкцию этого места.

В старинном документе говорится: «…все энергически употребляемые меры… 20 и 21 августа… оказались пустыми, источник не был найден; но вода на том же месте после очищения колодца из частных небольших водоточных жил значительно возвысилась… вода в источнике очень чистая, довольно приятная к употреблению».

Источник расчистили, обнесли его дощатым забором и высадили вокруг саженцы акаций, верб и тополей.

XIX век. Люди того времени

Впервые открываются нам имена местных священников Авриамея Кравченко и Георгия Меньшова, станичного атамана урядника Головко, казаков Евтихия Сысики, Ефима Пластуна, Евстафия Гриня, Якова Онищенко, Фёдора Ярина, Петра Пелипченко с семьёй, Якова Погорелова с супругой Ефросиньей, казачьих вдов Марины Бортовой и Прасковьи Сердюковой, «государственного крестьянина Змиевского уезда селения Новоандреевка» Вениамина Бабака, «малолеток» Якова Соченко 12 и Деомида Пластуна 17 лет, других станичников.

Особый интерес вызывает смотритель источника – «старец» казак Фёдор Лахно (он же Тараненко, следуя записям старинной документации), по роду своей службы постоянно фигурирующий в «Деле». Отставному казаку было 67 лет, когда после освящения источника 1 августа 1859 года он «по наряду общества назначен был в присмотр к оному».

Современник фигурантов «Дела», выдающийся российский статистик, социолог, казачий историк и этнограф, публицист Фёдор Щербина в одном из своих мемуарных произведений приводит читателя к источнику того времени.

Воспоминания кубанского летописца, относящиеся к 1861 году, ранее служили определённой исторической меткой в хронологических описаниях стародеревянковской достопримечательности. С обретением «Дела» эта метка переместилась в глубину времён, описание этого уникального места и происходивших здесь в середине XIX века событий дополнилось документально подтверждёнными фактами.

ХХ век. Дважды явившаяся

Из устных источников известно, что в десятую пятницу по Пасхе 1901 года местные пастухи на лугу около родника пасли овец и увидели в нём лик великомученицы Параскевы. Поспешив в станицу, рассказали всё священнику местного храма.

В честь святой Параскевы была написана большая ростовая икона, на обратной стороне иконы-списка сохранилась надпись: «1904 год – жертва от граждан…» и «Обещаем носить ежегодно до Криницы». А это уже документальное свидетельство событий, происходивших в Стародеревянковской 115 лет тому назад! С этой иконой верующие ежегодно, в день обретения святыни, совершали крестный ходом на Криницу. По воспоминаниям же очевидцев, «этот светлый день стал праздничным для станицы и всей округи – многочисленные паломники стекались к святому роднику», и так продолжалось до богоборческих времён.

Последующие времена буквально стёрли с лица земли часовню над источником. Но никакие политические события в стране не сумели воспрепятствовать свободному течению родниковой воды. Станичники хорошо знали это место и приходили сюда, несмотря ни на какие запреты.

Источник же как будто сам себя защищал, о чём говорится в местном предании. Якобы в годы советской власти решено было здесь водонапорную башню поставить. Казаки наотрез отказались от участия в таком мероприятии, коммунисты справились без них – материал для строительства собрали и поставили корпус башни. Ночью разразилась гроза, молния попала в новостройку, пожаром сведя на нет все усилия строителей. Восстановили, и тут же повторно: непогода, молния, пожар. В третий раз приступить к строительству не решились даже самые ярые атеисты. Не правда ли, эта история напоминает историю казака Стародуба?…

Почитаемую же икону Параскевы Пятницы верующие сохранили, сохранили и память об обете, данном предками перед святым ликом. Её, как и другие святости местного храма, действующая тогда в станице власть «за ненадобностью» решила уничтожить. Часть церковной утвари верующие разобрали по домам, несколько икон, в том числе и лик святой мученицы Параскевы, отвезли в каневской старинный храм.

Когда же стародеревянковский храм вновь был открыт для богослужений, стали станичники возвращать сохранённые ими иконы. Каждую местный приход принимал торжественно, икона же Параскевы Пятницы возвращалась сюда по-особенному.

На рубеже столетий – XXI век. Возрождение

В 90-е годы ХХ века на плечи бывшего тогда благочинным Каневского округа церквей протоиерея Андрея Дашевского и окормлявшего стародеревянковский приход священника Сергия Брижана легла благостная миссия возглавлять работы во восстановлению Криницы. Благоустройство велось при поддержке администрации Стародеревянковского сельского поселения. Конечно, не в одночасье вновь забила родниковая вода из обновлённого источника, а над ним возросла часовня. Трудов понести пришлось немало, но с Божьей помощью справились.

7 июля 2000 года возродилась старинная традиция, и впервые после семидесятилетнего её забвения верующие совершили крестный ход на Криницу. Возглавила первое в новом тысячелетии шествие крестоходцев к источнику хранившая до сего дня в себе письменный обет стародеревянковских казаков икона Параскевы Пятницы. Её торжественно вынесли из каневского храма Покрова Пресвятой Богородицы, где святость пребывала до той поры.

С молитвенным пением по улице Горького прошли крестоходцы в центр Каневской, оттуда – через дамбу в Стародеревянковскую, к храму Вознесения Господня. Помолившись в нём, «два километра прошли крестным ходом до источника, – писала наша газета, – где архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор освящает воды источника и молится Богу о даровании его воде целебных свойств, о благоденствии людей».

С тех пор в Стародеревянковской крестный ход на Криницу совершается ежегодно.

Елена БУТЕНКО