Солдаты Третьего Рейха в годы Великой Отечественной Войны находились в нашем районе примерно полгода, с 6 августа 1942 года до 5 февраля 1943-го. Хотя боевых действий здесь не было, но чужие порядки и чужая речь болью отзывались в сердцах каневчан. Жители вздохнули свободно лишь после того, как на родную землю вступили русские солдаты. Мы нашли человека, который помнит этот день — Марию Ивановну Матвиенко.

Было ей тогда лет двенадцать. В доме на Ростовской улице она жила с мамой (старший брат умер в 33-м от голода, младший ушёл на фронт, а отец, главный агроном сельхозартели, отбывал наказание как враг народа).

Их большая комната с расположенной посередине русской печью, приглянулась немецким офицерам. Так и жили: мать и дочь в одной половине, шесть незваных гостей – в другой. Мама Маши работала в колхозе, девочка ходила в школу.

Ни мать, ни дочь готовить и убирать немцы не заставляли: немецкая кухня была совсем рядом, откуда и приносила им еду немка-сержант. Машу постояльцы не обижали, но и не угощали никогда (несмотря на изобилие сладкого). Говорили только на немецком. Но местным, как рассказывает Мария Ивановна Матвиенко, почти всё было понятно по их жестам и выражению лиц: к русским сельским жителям завоеватели солдаты Вермахта относились с презрением.

— О том, что советские войска освободили Каневскую, я узнала в школе, на уроке литературы. Учитель торжественно объявил, что немцы покидают станицу, так как наши уже подходят к ней. И действительно. После занятий мы выбежали на улицу и увидели длинные колонны русских солдат. В память навсегда врезались запылённые люди с уставшими глазами, но такие родные!

А вечером пришла с работы счастливая от долгожданного известия мама Маши. Особенно обе радовались тому, что за их печкой поселились новые соседи – русские офицеры, щедро делившиеся с полуголодными хозяйками тушёнкой, хлебом и конфетами.

И. МАТВИЕНКО.

Фото автора, из личного архива Марии Ивановны Матвиенко, сайта militarymaps.narod.ru