ИЗ МОСКВЫ В ПРИВОЛЬНУЮ … НА КАТЕРЕ

Удивительные люди живут рядом с нами. Один из таких – Виктор Кузьменко. В своё время этот человек приплыл из Москвы в Привольную на катере. В это трудно поверить, но это факт! Предлагаем вашему вниманию интервью с Виктором Васильевичем.



Не старожилы считают Виктора Васильевича Кузьменко москвичом. Ну а те, кто постарше, гутарят: «Да никакой он не москвич, он же наш, коренной приволянин».

Чтобы расставить точки над i, первый свой вопрос при встрече я задаю Виктору Васильевичу как раз об этом.

А он, подбрасывая дровишки в чугунную печь, что у него жарко горит на летней кухне, где мы и ведём с ним беседу, улыбается: «Да нет, вот печку эту я с Москвы привёз. Это точно. А родился я в Привольной в 1935 году».

— Так Вам 77? Ни за что не поверю!

— Вот и мне, — отвечает он,  опять улыбаясь, — кое-кто не верит, что я из Москвы в гости к землякам, будучи в отпуске, первый раз прибыл водным ключом на катере.

— Не тот ли это катер, что стоит накрытый полиэтиленом, во дворе Вашего дома?

— Нет, не тот. Тот был поменьше и назывался «Мечта». А этот зовётся «Алдан – 5», и он ещё только у меня строится, готовность — % на 40…

Оказывается, за свою жизнь Виктор Васильевич, так уж случилось, построил с добрый десяток разных, как он сам выражается, маломерных судов. Нынешний его «Алдан – 5», который он собственноручно строит, называется по правилам моторно – парусным ботом. Длина его – 10,5, а ширина около 3-х метров.

Я, естественно не мог поинтересоваться у Виктора Васильевича сразу: «Почему такое название у этого его строящегося бота?»

А он, чуть прищурившись, говорит: «Да я ведь пять лет на Колыме жил, (не подумайте – что в ссылке). В Якутии речка такая есть – Алдан, в переводе значит золотой ручей. Я ведь там, на Севере, куда подался после службы в Москве вместе с женой по комсомольской путёвке, — кстати,  первый раз это путешествие по водному ключу из столицы в Привольную и задумал…

— Но я слышал, что, вернувшись из Северной комсомольской командировки в Москву, Вы не в кораблестроители подались, а стали работать в ЖЭКе кочегаром. Это так?



— А что мне оставалось делать? На Севере у нас с моей супругой Валентиной Яковлевной уже сын Серёжка родился. А я вообще ещё до армии был шофёром. Даже в Привольной первый полученный в колхозе новенький ГАЗ – 51 мне пришлось осваивать. На Севере, в посёлке Ягодном, что в 600 км от Магадана я сначала тоже машину водил. А потом стал преподавать в интернате молодым якутам и детям  золотоприисковиков автомобильное дело по производственному обучению.

В Москве же, когда вернулся с Севера, тоже устроился поначалу таксистом. Но в автобазе мне сказали, что с жильём надо ждать много времени. В том же райкоме комсомола мне и посоветовали: «Хочешь быстро получить квартиру, иди работать в ЖЭК, там – недобор кадров». Ну я, посоветовавшись с супругой, и согласился. А работал я в ЖЭКе не только кочегаром. Освоил всю дорожную технику, за что меня потом и механиком назначили.

— Но а как Вам всё-таки пришла в  голову эта идея – строить катера и боты? Откуда берёт начало такая тяга к мастеровому делу?

— А вот, когда работал кочегаром, а потом оператором котельной на газе, тогда мне эта идея в голову и стукнула. Дело в том, что у оператора котельной  разных свободных мыслей в голове, пока 12 часов дежуришь, много всяких блуждает. Я вообще по жизни не привык сидеть без движения. Так меня учил отец, так затем учили в молодости в ФЗО. В Москве, в те годы много издавалось разных технических журналов. Вон у меня целая стопка их сохранилась, этих журналов, под названием «Катера, яхты» — с подробными описаниями и чертежами, по типу – «сделай сам». В них всё указано: какой материал брать, какая должна быть последовательность всех операций при строительстве и так далее.

Вот мы с напарником по котельной (он был хорошим плотником) и стали строить наш первый катерок. Когда он был готов, купили в магазине и подвесили под него наш отечественный лодочный мотор «Москва- 25», и в тот же день, спустив катер на воду, покатались по Москве-реке вволю.

— Всё это как-то легко слушается. А откуда, всё-таки, эти кулибинские навыки у Вас?

— При всех сложностях тридцатых годов — в  стране неплохо учили молодёжь разному ремеслу. Я, к примеру, в ФЗО, что в Крыму, в Феодосии, познал специальности и столяра, и плотника, и каменщика.

А как учили тогда нас на шоферов? Не только ведь учили, но и умели проверять знания на практике. Мне в колхозе, прежде чем ту «летучку» на базе ГАЗ – 51 доверить, попросили нарисовать схему гидравлических тормозов, а потом поручили наладить эти тормоза. Я всё сделал умеючи, и тогда только мне автомобиль этот доверили водить.

Молодёжь в мою пору увлекали разными техническими кружками: авиамодельным спортом, тем же любительским судостроением. Нынче же – больше увлекают пивом по телевизору. А Вы спрашиваете: откуда берутся кулибинские струнки в человеке… Да и в семье нашей, помню, отец, пришедший раненым с фронта, всегда что-то по дому мастерил, и нас, сыновей, к делу, к работе приучал.

— Виктор Васильевич! Но давайте уже расскажите: как Вы всё-таки по воде из Москвы в Привольную к землякам приплыли на своём катере «Мечта»?

— До «Мечты» я успел своими руками изготовить еще несколько катеров. Освоить навыки навигации по рекам. И несколько раз в рабочие отпуска смог успешно проплыть на катере с  Волго-Балтийского канала по речным артериям на родину С. Есенина в Рязань, во Владимир, и далее – до Волго-Донских шлюзов.

В водный поход в Привольную я отправлялся уже закалённым путешественником – речником. Было это в 1970 году, в год 100-летия В. И. Ленина.

— Мне рассказывали, что в памятном путешествии на катере Вас было трое: Вы, Ваш шурин Алексей и собачка Найда…

— Да, она была нашим самым большим талисманом. Я ведь поначалу хотел и жену и старшего сына взять с собой. Но потом раздумал и, оказалось, что правильно поступил, поскольку путешествие было довольно непростым.

В начале мы на катере своём «Мечта» плыли без особых приключений.По Клязьме дошли благополучно до г. Владимира, с п. Пенькино вышли на Оку. Потом по Волге – до г. Ульяновска и Волгограда. Успешно прошли и Волго–Донские шлюзы. По Цимлянскому водохранилищу поднялись вверх по Дону до Ростова.

У шурина в Ростове заканчивался отпуск, и он улетел в Москву. А я с собачкой Найдой вознамерился всё-таки доплыть до родной Привольной.

В Таганрогском заливе покормили мы с Найдой изрядно комаров ночью. У рыбаков на Дону уточнили дальнейший лоцманский свой курс и благополучно вышли на катере в Ейский лиман. Но вот тут-то  и начались сложности. Подул юго-западный ветер, пошли высокие волны, и я  с трудом добрался до Ейска. В Ейской инспекции маломерного флота мне посоветовали бросить якорь у них на причале, чтобы переждать непогоду.

Я так и сделал. Утром в городе позвонил по телефону домой в Москву, сказав жене, что жду их с сыном в Ейске, чтобы всё-таки в Привольную приплыть из Ейска с семьей, как и обещал землякам.

Они – на самолёт и в Ейск. Я встречаю жену и сына, и мы вместе на катере отправляемся в Привольную. До хутора Труд добрались по заливу. Но а дальше  брат Юра с  земляками -приволянами помогли нам перетащить катер  по суше через дамбу, и мы по протоке, через лиманы Кущеватый, Горький, Сладкий – прямо  к причалу деда Сулыма в Привольной и приплыли…

Так осуществилась моя заветная мечта: по водному ключу попасть из Москвы в Привольную.

— Виктор Васильевич! А чем Вас так увлекают речные путешествия?

— Да это же такая красота — речной отдых! Я, кстати,  именно путешествуя по рекам, научился играть на гитаре и баяне. Я всегда их брал с собой, путешествуя с семьёй и друзьями. На реке впервые приобщился и к  сочинению своих авторских песен.

— Но для Вас реки, я знаю, были не только романтикой. Говорят, в Реутове, на Капотне, что в черте Москвы – реки, Вы организовали в своё время водно-спортивный клуб «Круиз»…



— Было дело. У нас в клубе одно время набралось до 200-х судов маломерного флота. И любителей речных путешествий было летом хоть отбавляй.

— А когда Вы с женой переехали жить к младшему сыну в Привольную, говорят, что Вы активно мечтали о создании водно-спортивного клуба под названием: «Водный причал»?



— Я и сейчас об этом не перестаю мечтать. Потому и взялся за строительство своего «Алдана – 5». Вот наш президент России Д. А. Медведев недавно говорил по телевизору о более широком развитии туризма на Кубани. Очень правильные слова. Ведь, думаю, что вполне решаемая задача – подчистить земснарядом протоки, фарватер в лимане, поднять дамбы. Можно организовать туристическую водную базу с элементами предпринимательско — хозяйственной деятельности. Считаю, что в этом деле очень нужны энтузиасты – предприниматели, которым по плечу разумные увлекательные проекты.

Вот я ещё 40 лет назад прошёл из Москвы водным ключом в Привольную. А в соседней станице Ленинградской, я слышал, что есть свой водно-спортивный клуб. Так ведь у них там нет лимана и Азовского моря рядом. А нам ведь все карты в руки, чтобы попытаться сделать Каневской район Меккой водного туризма, с прицелом путешествий – до самых дальних горизонтов. Почему бы и не до самой Москвы со временем. Уверен: всё в нашей жизни начинается с хорошей, стоящей мечты! Я так считаю…

Владимир Сальников