Мы решили исследовать, как инвалиды могут попасть в аптеки, службы занятости, социальной помощи, магазины, больницы. Выяснилось, что очень часто — никак.
Итак, идём в центральную аптеку. Есть пандус. Крутоватый, правда, в подъёме, но вполне доступный. Есть кнопка вызова. Звоним. Никто не вышел на вызов, хотя ждали мы прилично. Позже выяснили, что кнопочным вызовом никто давно не пользовался, поэтому и не проверялись контакты на проводе сообщения.
В управлениях социальной защиты, что по улицам Вокзальной и Горького, также не сработали кнопки. Скажем, доведись в это самое время быть тут инвалиду на коляске, он бы… нет, наверняка, не остался без помощи, но в самый нужный момент к нему бы никто не вышел.
Неисправности были устранены в тот же день, люди с пониманием, бережно относятся к инвалидам, ко всем предписаниям, связанным с оказанием помощи людям, волею судьбы оказавшимся в инвалидной коляске. Но вот такая оплошность, увы, не в пользу официальных служб.
В Центре занятости на кнопочный вызов буквально через несколько секунд выбежала женщина. И по её торопливому бегу, и по взволнованному лицу виделось, что именно так здесь принимают инвалидов, тех, кто не может сам подняться на второй этаж.
— Знаете, — говорит нам сотрудник ЦЗН, — инвалиды приходят к нам не часто, но мы рады всегда им помочь, что-то подсказать.
Администрации района, Каневского сельского поселения, почтамт, автовокзал, железнодорожная станция пандусами оборудованы. В случае необходимости инвалиды-колясочники вполне могут воспользоваться проложенной и обустроенной дорожкой к чиновникам. Сложнее, скажем, инвалиду добраться из одного конца Каневской в другой или из отдалённого населённого пункта в районный центр в автобусе или на маршрутном такси. Не приспособлены они для въезда колясок в салон транспортного средства. Даже в краевом центре всего несколько автобусов, имеющих приспособленные въезды в салон. Дело это недалёкого будущего, коль сам Президент России обозначил в одном из выступлений эту тему очень важной.
Больница — то место, где инвалиду приходится бывать довольно часто. Как он будет лавировать по больничным коридорам?
На этот вопрос в полном объёме ответила старшая медсестра неврологического отделения Ольга Борисовна Якубович.
— В нашем отделении всё предусмотрено и сделано для больного. В том числе и для инвалида-колясочника. Начнём с приёма. Обратите внимание, пандус смонтирован так, чтобы колясочники могли бы и сами, без посторонней помощи добраться до отделения. Это, конечно, в случае крайней необходимости. Инвалида всегда ждёт медицинская сестра, которая не только встретит, но и направит его к нужному врачу. И в палатах, и по всем коридорам есть поручни. Приспособления для инвалидов есть в туалетах и душевых. Если инвалид приехал к нам без коляски, хотя сам передвигается на ней, предоставляем ему свою, сопровождаем.
Мы действительно убедились в том, что комфортность условий в отделении прекрасная.
— Если говорить в целом о нашем больничном комплексе, — продолжает Ольга Борисовна, — то и здесь предусмотрены условия для передвижения колясок. Пандус в приёмном отделении очень удобный. В поликлинике на первом этаже есть специальный кабинет, куда к больному спускается тот врач, который ему нужен для прохождения обследования и назначения лечения.
В принципе, мы и не сомневались, что в тех учреждениях, где предусмотрена помощь людям нездоровым, она обеспечивается всесторонне, в том числе и при транспортировке.
Торговые комплексы и магазины, особенно застройки последних лет, также оборудованы пандусами, как то предусматривают правила. Надёжные, удобные, красивые, вписывающиеся в дизайн самого торгового комплекса, они легки в эксплуатации и служат хорошим средством для приглашения всех категорий граждан к посещению. Пандусы в таких местах — это ещё и предложение к общению, а, может, и сотрудничеству. Ведь то, что невозможно сегодня, вполне будет возможно завтра.
А вот в магазинах старой застройки — проблемы и с пандусами, и с кнопочным вызовом. Магазин «Магнит», что в центре Каневской, — тому подтверждение. Понятно, что пандус здесь построить невозможно. Его пришлось бы строить, начиная с противоположного конца улицы, чтобы он дал нужный наклон. Пусть так. Но ведь кнопкой его можно снабдить? Таковой нет. Как нам пояснили в магазине, кнопку срывают подростки, и устанавливать её просто нецелесообразно. А также сообщили, что с инвалидами в магазине работают через социальные службы. Заказываются продукты питания, приходят социальные работники и…
Наверняка, такая форма имеет место быть, как одна из многих. Но ведь мы сегодня говорим о самостоятельности той категории инвалидов, которые хотят сами всего добиться. Особенно, если это молодой человек, которому в жизни не повезло, но который хочет быть полезным в обществе. Собирая этот материал, мы не хотели никого обидеть, сказать что-то плохое. Просто надо представить себе, что общество — это мы с вами, это те семь тысяч инвалидов, среди которых есть и колясочники. Да, нам иногда кажется, что мы и без них справимся, обойдёмся. Мол, пусть уж живут на государственную пенсию. Но дело не в них, не в пенсии. А в нас с вами. Как мы относимся к ним, таково и общество. Когда представляешь себя единым целым со всеми, тогда проще любить и беречь инвалидов в том числе.
Посмотрите ещё раз, придя в своё учреждение, как может к вам прийти на приём инвалид-колясочник. Сможете ли вы его принять, встретить? И встречайте, общайтесь.