На крыльях приморско-ахтарских «Грачей»

Корреспондент «Каневских зорь» побывал в 960 штурмовом авиаполку, дислоцирующемся в соседнем Приморско-Ахтарском районе.

От редакции: …11 ноября в небе над Каневской прогрохотали боевые самолёты. Величественное и красивое зрелище. Каневчанам не привыкать к грозным машинам над станицей, ведь район находится в зоне полётов военной авиации. Тем не менее, в тот день нам в редакцию стали звонить наши читатели, взволнованные столь громогласными гостями. Мы успокоили людей, опубликовав разъяснения лётчиков, но подумалось – практически круглый год над нами летают люди невероятной профессии и судьбы, но почему-то они остаются безымянными для нас, сухопутных кубанцев. И тогда мы решили восполнить этот непростительный пробел. 4 декабря корреспондент «Каневских зорь» Вячеслав Шпагин отправился в 960 штурмовой авиаполк, дислоцирующийся в соседнем Приморско-Ахтарском районе.

Навстречу мечте

Признаюсь сразу – я фанат авиации. Я запоем поглощаю документальные фильмы и книги. У меня в рабочем кабинете на стенах плакаты с самолётами. Во время не частых полётов в отпуск я раздражаю жену, комментируя все стадии взлёта и посадки. Я могу убить вечер, летая в Microsoft Flight Simulator Х. Я готов отдать полжизни, не меньше, чтобы хоть раз посидеть тихонечько в уголке в кабине пилотов лайнера во время полёта (эх, наивные мечты). И тут получается так, что я еду к военным лётчикам…

«Да нет, максимум что я увижу сегодня – это самолёты издалека и каких-нибудь унылых вояк. Или вот. Скажут, что произошла трагическая ошибка и меня нет в списках. И не пустят. И поеду я домой», – мысленно сокрушался я за баранкой своего Цивика.

Но вот и Приморско-Ахтарск. И как-то сразу КПП на въезде в часть. На входе деловито расставлены противотанковые ежи, по-хозяйски покрашенные в красно-белый цвет. Приткнув машину к ежу, осматриваюсь. Меня уже заметили, и навстречу мне вышел щеголяющий новой формой дежурный.

Я поздоровался, представился, сообщил цель приезда. И на тебе – оказалось, что на КПП совсем не в курсе визита журналистов. Забрав мои документы, военный скрылся в недрах КПП. В армии не забалуешь. Где-то минут через 20 всё утряслось. Появилось авиационное начальство, представитель пресс-службы Южного военного округа, мои коллеги из краевых СМИ. Нас погрузили в автобус и без лишних предисловий повезли на аэродром, в так называемый лётный домик – место, где лётчики проводят брифинги, получают задачи перед вылетом, готовятся к полётам и коротают время между миссиями.

Человек и самолёт

Невольно затаив дыхание наблюдаю за этими людьми. Вроде такие же как и мы, но… Представляешь какую работу они выполняют каждый день и понимаешь, что перед тобой фантастические люди.

И вот ещё что – появилось чувство будто вокруг меня герои мемуаров лётчиков-асов времён Великой Отечественной. Офицеры с большой буквы этого слова. За весь день в полку я не услышал ни одного ругательства. Никакой военщины и беготни. Серьёзные люди с серьёзными задачами. Авиация суеты не потерпит.

Вот знакомят с командиром полка – полковником Александром Коноваленко. Человек немногословный, основательный, с жёстким волевым лицом. В иерархии военной авиации имеет класс лётчика-снайпера штурмовой авиации. Но с молодыми лётчиками по-отечески доброжелателен. Да, самый настоящий отец-командир, уж простит меня Александр Николаевич за высокопарность.

В лётный домик всё прибывают военные, что-то живо обсуждая. Слышны обрывки специфических авиационных шуток.

– Две тонны топлива, – улыбаясь говорит лётчик, отрываясь от изучения каких-то своих документов, – Сяду с двумя тоннами топлива.

– Ну разве только что в краснодарском аэропорту, – весело замечает его товарищ, вероятно имея в виду, что для приёма такого тяжёлого самолёта потребуется длинная взлётно-посадочная полоса (ВПП), как в Краснодаре.

Наступает ответственный момент – предполётный инструктаж. И вот тут понимаешь масштаб происходящего. В день нашего визита полк проводил так называемые командирские полёты. Особенность этих учений в том, что к ним допускается старший лётный состав, начиная от командиров звеньев и выше. Инструкторы нарабатывают методику для обучения молодых лётчиков. Конкретно штурмовики занимались отработкой боевого применения самолётов Су-25СМ на полигоне под станицей Копанской. Командирские полёты проводятся приблизительно каждый квартал в году.

Чтобы провести вылеты трудятся десятки людей, включая наземные службы. Изучается метеорологическая обстановка в районе полётов. Отдельное внимание уделяется изучению орнитологической ситуации. Рядом море, плавни. Птиц очень много. В этом одна из особенностей приморско-ахтарского аэродрома.

Все эти и многие другие факторы военные должны учесть при проведении полётов. Полковник Коноваленко по очереди поднимает офицеров и получает отчёт о готовности лётного состава, машин, получает данные разведки. А мой мозг, наивно пытающийся вникнуть в цифры и аббревиатуры из докладов лётчиков, готов взорваться. Но одно я уяснил: полёты будут проходить в сложной метеорологической обстановке с облачностью в 70% и при морозце. К тому же, в районе полётов замечено множество различных птиц, что существенно может осложнить лётчикам работу. Полёты решено было проводить с 13:00 до 21:00.

В бой идут одни старики

Наконец, предполётная подготовка завершается и нас везут в место, недоступное простому смертному, не причастному к военной авиации, – на главную ВПП военного аэродрома. Адски холодно, я от треволнений не додумался взять шапку, но пока мороза практически не чувствую, потому что я нахожусь в святая святых. Пусть я слягу с воспалением лёгких – не велика цена.

И вот снова дружелюбие военных. Александр Николаевич отправляет меня в командирский УАЗик – греться, пока его ребята готовятся вылететь. Я протестую, но минут через 15 сдаюсь, благо автомобиль стоит тут неподалёку, и взлёт я никак не пропущу. А когда начались полёты, про холод я забыл.

Вам когда-нибудь доводилось стоять рядом со взлетающим самолётом? Если нет, то доложу – это незабываемое ощущение и зрелище. Стоит такой страшный грохот, что кажется, что ты сейчас рассыплешься на атомы. Невероятная мощь у Су-25СМ. И это далеко не самая тяговооружённая машина современных российских ВВС. На стоянке скромненько примостилось несколько Су-27. Вот под его взлёт уж точно лучше не попадать впечатлительным гражданским.

А тем временем штурмовики один за одним уходили в небо. Понаблюдали мы и за взлётом сразу двух самолётов.

Где-то около часа спустя «грачи» стали возвращаться со своих заданий. Посадка этих самолётов тоже невероятно красива и величественна. И ничуть не тише, замечу. Позже показали нам военные и процесс вооружения самолёта перед заданием.

 


В целом программа полётов получилась весьма насыщенная. Посмотрев, как уходят на задание «грачи», мы отправились в самое сердце аэродрома – на вышку командно-диспетчерского пункта. Именно отсюда осуществляется всё руководство полётами и контролируется воздушная ситуация в радиусе 150 км от аэродрома.

Бросается в глаза явно новенькая диспетчерская аппаратура. Так и есть. Всего лишь год назад прошло полное переоснащение современными средствами контроля. И что характерно – вся аппаратура отечественная. Видя такое, чувствуешь гордость за наш ВПК. Ведь можем же! Можем и делаем!

С вышки мы смогли понаблюдать за мастерством пилотажа наших асов. На наших глазах выполнялись бочки, петли Нестерова, другие элементы. Всё-таки хорошую машину построил Сухой, хоть и давно уже служит «старик» (уж простит меня самолёт). Зарубежный аналог нашему доблестному «Грачу» – это штурмовик A-10 Thunderbolt. Однако он проигрывает в скорости и манёвренности. Забавно, но по НАТОвской классификации Су-25 называют Frog – лягушка. Какая разительная разница по сравнению с нашим отечественным прозвищем этой машины, по легенде данным ей русской пехотой за схожесть силуэтов с птицей грач.

Ренессанс по-армейски

Когда выдалось затишье в нашей насыщенной программе визита в штурмовой авиаполк, я улучил время поговорить с командиром полка, полковником Коноваленко.

– Александр Николаевич, сегодня мы много увидели интересного и даже неожиданного. Мне, как человеку далёкому от армии, было удивительно узнать, что военная авиация так активно живёт и развивается. Мы видели модернизированные самолёты, новое оборудование, личный состав носит прекрасную новую форму. Что это? Это не прозвучит слишком громко, если мы напишем о том, что российская армия переживает возрождение после деградации в 90-х?

– Это не будет громко сказано, потому что это так и есть – армия возрождается. И руководство страны и руководство министерства обороны РФ делает всё для повышения обороноспособности России. В войска пошла новая техника. Год от года растёт объём лётной подготовки наших лётчиков. К примеру, только за текущий год наш полк осуществил 4 000 часов полётов. Лётчики произвели 800 бомбометаний, 1700 стрельб НУРСами и столько же – всеми другими видами вооружений.

– Как давно начался этот позитивный процесс в армии?

– Армии начали уделять соответствующее внимание, начиная с начала 2000-х. А в последние 5 пять принимаются, пожалуй, самые активные меры по переоснащению и повышению боеготовности.

– Как вы считаете, российские лётчики сравнялись по уровню подготовки, скажем, с НАТОвским летунами?

– Они тренируются немножко по-другому, но в целом да, мы ни в чём не уступаем в уровне подготовки западным военным лётчикам. В чём-то даже мы их превосходим.

– Сегодня мы посмотрели на модернизированную версию Су-25. Чем она отличается от прежней?

– На самолётах этого типа установлена система навигационного поражения цели. Теперь лётчику за штурвалом не обязательно визуально определять цель. За него всё может сделать компьютер. Такая система очень полезна при выполнении задач в тёмное время суток, при сложной метеорологической обстановке. Соответственно растёт эффективность применения фронтовой штурмовой авиации.

– Как люди становятся военными лётчиками?

– Для этого необходимо окончить военное лётное училище. Кстати, одно из таких есть в Краснодаре. После окончания учёбы выпускников распределяют по воинским частям. И уже здесь мы делаем из них настоящих военных лётчиков.

– Сколько должно пройти времени, чтобы сделать из выпускника настоящего аса?

– Это очень долго, – улыбается командир. – Но в среднем, чтобы получился лётчик, который может считаться опытным, нужно 6-7 лет.

Как мы с подполковником Шутаем в Каневскую летали

А напоследок нам показали уникальный в своём роде тренажёр, который стоит многие десятки миллионов рублей. Здесь проходят подготовку молодые лётчики. Побывав на тренажёре, понимаешь, почему он стоит так дорого. Во время кренов самолёта даже кружится голова. Пока замкомандира полка подполковник Шутай демонстрировал мне возможности иллюзорного тренажёра, меня вполне себе неиллюзорно укачало. Спасти ситуацию помогло только личное участие в полёте. Под присмотром инструктора я полетал и даже попытался сесть на приморско-ахтарский аэродром. Почти получилось, однако вовремя затормозить мне не удалось и я позорно выкатился за пределы ВПП. В сыны полка меня не зачислили. Пока по-крайней мере. Но на будущее мы договорились с лётчиками встречаться почаще, чтобы кубанцы узнали получше этих таинственных, но невероятно интересных людей.

Кстати, в жизни полка совсем скоро ожидается не ординарное событие. В 2015 году лётчики примут участие в Параде Победы на Красной площади в Москве, в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Асам предстоит выполнить полёт группой в форме цифры 70. И нолик как раз будут выполнять наши приморско-ахтарские «Грачи». На тренировки этого события мы приглашены в очередной раз! Так что ближе к весне мы снова увидимся с нашими новыми друзьями, следите за нашими публикациями.

…Домой я уезжал уже затемно: промёрзший, уставший, но по-настоящему счастливый. И даже было немного грустно, что мой визит был так скоротечен. Где-то ближе к выезду из Приморско-Ахтарского района моё внимание привлёк огонёк в небе, который спешил по своим военно-лётным делам, сияя ярче самой яркой звезды.

«Мои «Грачи» полетели!», – улыбнулся я в темноту салона машины, и на душе стало хорошо!

P.S. Многие поколения русских мыслителей бьются над вопросом: на чём же стоит и чем живёт Земля Русская? А мне кажется, я нашёл ответ. Наша Земля живёт Русским Человеком. Русским Воином. Пока он на страже: в танке, на корабле или за штурвалом самолёта, вот до тех пор и будет жить Великая Россия…

Автор благодарит за помощь в создании материала пресс-службу Южного военного округа,

а также руководство 960-го штурмового авиаполка.

Необработанные фотографии (более 140 штук) в оригинальном разрешении доступны для скачивания по ссылке на Яндекс-диске:

https://yadi.sk/d/jFQ2KJKYdAtXH