Зимняя дорога в дамбах (+ видео)

Корреспондент «Каневских зорь» продолжает экспедицию по рекам района. На этот раз он прошёлся берегами Средней Челбаски.

Губернатор – на нашей стороне

Начиная свой проект, мы хотели привлечь внимание власти и общественности к серьёзным экологическим проблемам, которые испытывают сегодня наши реки. Надо отметить, что поначалу очень многие скептически отнеслись к такой затее «Каневских зорь»: мол, ну напишите, а что это изменит? Как был бардак, так и останется.

На это мы пытались возразить: возможно, статьи и не дадут моментального эффекта, но если ничего не делать, тогда точно ничего не изменится! Прошло полгода, и можем подтвердить правдивость старой поговорки «Дорогу осилит идущий».

После проверки прокуратуры Каневского района по материалам нашей публикации были снесены незаконно установленные сооружения на реке Челбас между хуторами Украинка и Большие Челбасы. А недавно губернатор края Вениамин Кондратьев тоже обратил своё внимание на проблемы степных рек Кубани.

По информации регионального министра природных ресурсов, озвученной на заседании краевого Совбеза в начале декабря, на реке Ея возведено 700 дамб, на реке Бейсуг – 300, на Челбасе – 350. Проблема в том, что более 800 из них — бесхозные и построены незаконно, отметил министр Сергей Ерёмин.

– В советское время вдоль рек были поливные поля, сейчас нет, дамбы перестали выполнять свои функции. Сейчас владельцы дамб как хотят, так и используют их, – подчеркнул министр.

В свою очередь Вениамин Кондратьев поручил министерству природных ресурсов проработать механизм, который позволит решить проблему путём сноса незаконно возведённых дамб.

Кроме того, на Совбезе обсуждался вопрос запрета на промышленный вылов рыбы в азовских лиманах. Сегодня по инициативе регионального экологического министерства совместно с Росрыболовством разработано решение о запрете с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года на промышленную добычу всех видов рыб в азовских лиманах края, кроме Ейского, Бейсугского и Ахтарского. На этот же период планируют запретить вылов раков. Все документы направлены на рассмотрение в министерство сельского хозяйства России.

– Я уже говорил: нам нужна единая эффективная структура, которая бы направляла действия краевых и муниципальных властей, координировала бы их взаимодействие с правоохранителями и надзорными органами, – отметил Вениамин Кондратьев, акцентировав внимание на конкретных итогах работы краевого оперативного штаба по охране и контролю за пользованием водными биоресурсами.

Отрадно, что региональная власть не только разделяет обеспокоенность граждан состоянием водных объектов, но и старается разработать комплекс мероприятий по решению этих весьма актуальных задач. Вот только не пойдут ли все эти усилия по затухающей, как круги на воде?

Непонятный пруд на берегу реки

Во время очередного рейда мы прошлись берегами реки Средняя Челбаска. Даже предварительное изучение спутниковой карты подсказывало, что здесь будет что посмотреть и показать общественности.

Первая остановка – хутор Средние Челбасы. На самой дамбе, через которую идёт дорога в населённый пункт, ничего экстраординарного обнаружить не удалось. Если, конечно, не считать таковым спиленные ветки деревьев, которые красуются на обочине. А так всё, как и в других местах: труба, лежащая под дорожным покрытием, в зарослях камыша. По ней потихоньку переливается вода вниз по течению.

— Вы лучше о нашей дороге напишите, — вступает в разговор жительница хутора Екатерина Шекина. — А то по улице Заречной проехать можно только в хорошую погоду. Когда пойдут дожди, единственный транспорт — трактор.

Она рассказывает, что несколько лет назад наша редакция уже поднимала эту тему, да что толку? Но этого мало, возле старой колхозной насосной высится забор из металлопрофиля. Рядом насыпан грунт. Утопая в нём, подходим к берегу.

— Раньше здесь была дорога, можно было проехать вдоль речки, — говорит Екатерина Васильевна, — а теперь по тропинке, которая осталась, не проедешь. Увязнешь и в речку свалишься!

Внутри огороженного участка выкопан пруд. Зачем – непонятно, река буквально в нескольких метрах.

— Когда работал экскаватор, мои родители, которые рядом живут, боялись выйти из дома, потому что стоял такой грохот, что аж дом трясся, — делится своими воспоминаниями Шекина. — Я тут родилась, и мне на это страшно смотреть!

Она вызвалась проводить нас до дамбы, которая располагается западнее хутора, за кладбищем. На въезде, с левой стороны – знакомое уже сооружение: две металлические сетки, сваренные между собой трубами. Интересно, когда создавали этого железного монстра, вносили изменения в проект по использованию гидротехнического сооружения?

— Сетка здесь лет пять, а может, и больше, — делится наблюдениями молодой рыбак Лёша.

— А рыба есть?

— Да вроде есть, вот сетки стоят. Арендатора. Нам тут можно только с удочкой, и то, бывает, гоняет. Говорит, ловите чужую рыбу, а не мою.

По его словам, на следующей дамбе вниз по течению, где была колхозная насосная, такая же картина. Только сейчас туда не проехать – просёлочная дорога перепахана.

Ода о «хозяевах»

Да уж, экспедиция ранней зимой, это – не летняя пробежка. По грязи грунтовок, идущих вдоль посадок, проехать очень сложно. А в некоторые места приходится добираться пешком, по скользкой тракторной колее или по зелёной вязнущей под ногами травке побережья. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем «толще партизаны».

На дамбе, расположенной немного восточнее МТФ № 8, к сооружению перегораживающей сетки отнеслись очень серьёзно. Под ней – бетонное основание, а впереди — дополнительная преграда. Тоже из бетона. Не только рыба, вода через такой «блокпост» не всегда пройдёт. Впрочем, сегодня надобности в этом техническом чуде нет никакой: уровень реки ниже, а проходной канал заилен. Ни капли вниз по течению не поступает.

Дальше, недалеко от трассы Ейск — Краснодар в самом конце земляной насыпи, прямо возле противоположного берега, где красуются выкорчеванные деревья, ещё одна перемычка. Она зигзагом преграждает путь воде, а перед ней — очередной форпост из утопленных бетонных блоков. Снова искусственный затор, полностью преграждающий путь течению реки. Говорят, что здесь тоже есть арендатор. Интересно, этот «хозяин реки» что-то слышал о требовании губернатора? Или считает это сооружение вполне законным?

Ещё давно кто-то заметил, что чем больше таких «хозяев», тем меньше порядка. Личная нажива – весьма эффективное снотворное для совести. Впрочем, интересные дела творятся не только на дамбах Средней Челбаски, но и на её берегах. На восточной окраине Каневской, там, где заканчивается улица Набережная, начинается просёлочная дорога, которая проходит под мостом и далее по берегу реки. Точнее, начиналась. Сейчас в этом месте забиты железные колья, чтобы машины не проезжали, а чуть дальше — и большая деревянная катушка. Не хватает только противотанкового рва, чтобы решить вопрос дороги окончательно и бесповоротно.

На другой стороне реки, там, где улица Садовая почти вплотную подходит к «победянскому» бетонному забору, прямо на том месте, где раньше была дорога вдоль берега, сейчас идёт стройка. А чтобы жители не докучали, проезд полностью перегорожен металлопрофилем. Как в старом анекдоте: «Всё во имя человека, всё – для блага человека. И я видел этого Человека!» Но, скажите мне, неразумному, к чему это мелкое хамство? У нашего народа мало серьёзных проблем, чтобы вызывать дополнительное недовольство всеми этими перегородками и заборами? Или считается, что народ – субстанция эфемерная, молчал раньше и сейчас смолчит, хоть сядь ему на голову? Смею вас уверить, что всё обстоит далеко не так. И губернатор, надо отдать ему должное, это прекрасно понимает. А мы?