Что поможет открыть двери в мир индивидуального предпринимательства?
Один из надёжных вариантов для малоимущих граждан или семей — социальный контракт — это ваш билет в мир ИП. Пример Никиты Гриня — тому подтверждение. Знакомимся поближе.
Никита Гринь должен был стать зооинженером, соответствующий диплом получил 10 лет назад. Сразу после вуза около трёх лет трудился в местной агрофирме, в хорошем коллективе, но в зоотехнии себя не нашёл. Пример же отца и брата сделал своё дело. Папа — каменщик, брат — строитель, занимается всеми видами работ, есть свои бригады. Он и позвал к себе Никиту. А поскольку тот с детства был приучен к труду, уговаривать не пришлось, пошёл отделочником в одну из бригад брата. Правда, до этого шпатель даже в руках не держал, но быстро и успешно овладел навыками с нуля, всему научился через руки, через голову — не лучший ли опыт… Первые объекты — супермаркеты. И так пять лет, в течение которых поменял бригаду и постепенно пришёл к пониманию того, что надо бы работать на себя. Как решил, так и сделал.
— Немного страшновато было, — признаётся Никита, — и инструмента своего особо не было, на последние 10 тысяч рублей пришлось купить шпатели, вёдра, уровень, рулетку, карандаши, т. е. самое необходимое, что нужно отделочнику. И всё: ушёл и сделал первый объект. Люди остались очень довольны. Это был цокольный этаж в частном доме. Потом я у этих заказчиков и дальше работал.
Сразу для себя Никита определился с перечнем ремонтно-строительных услуг — это внутренние отделочные работы от черновой до косметической. А вот арсенал необходимого инструмента нужно было значительно масштабировать. От своего товарища Михаила узнал о соцконтракте, которым тот уже воспользовался. Без проблем собрал обязательный перечень документов, составил бизнес-план, прошёл с первого раза тестирование. Говорит, что в нём не было вопросов углублённых по его сфере деятельности, а были по поведению в определённой ситуации. Самое же сложное для него оказалось выбрать инструмент:
— Такая сумма большая, 350 тысяч рублей, глаза разбегаются, — вспоминает Никита. — И то надо, и то надо. И такое было, что хотел купить что‑то про запас, например, два шуруповёрта, две болгарки. Но соцработники объяснили, что так нельзя. То есть дублировать инструмент не разрешается. Стал более детально всё продумывать. Всего получилось больше 40 позиций. Брал и электрический инструмент, и вспомогательный, и ручной, и какие‑то защитные устройства: наушники, очки, наколенники. А ещё мне очень понравился электрический мультитул. На него крепится насадка, с помощью которой ты можешь добраться до какого‑нибудь труднодоступного угла, где кое-что нужно аккуратно подрезать. Что‑то для себя и новое открыл. Так, я не занимался натяжными потолками. Взял пушку, газовый баллон, что мне нужно для начала. И вот буквально сейчас выезжаю на такой заказ.
Обязательное условие для заключивших соцконтракт — ежемесячные отчёты, но, по мнению Никиты, ничего сложного:
— Зайти в приложение «Мой налог», показать свой доход, оплатить налог, прийти в соцзащиту, отчитаться документально, письменно, то есть написать заявление.
Одна из важных задач данного вида господдержки — повышение уровня доходов, финансовая стабильность семьи. Поэтому спрашиваю, как выполнена эта задача в семье Гринь спустя год после оформления контракта?
— Увеличился, — уверенно отвечает мой собеседник. — Правда. И увеличился достаток семьи, и увеличилась моя конкурентоспособность. Заказчики разные бывают. Одни смотрят, как головой работаешь, другие — какой инструмент принёс. Если ты пришёл с молотком, и всего два гвоздя у тебя, то понятно, что мастер или новичок, или такое, знаете, что‑то непонятное.
Недавно семья Никиты Гринь стала многодетной — доченьке почти два месяца и два сына восьми и трёх лет. Мечтают с женой достроить дом, где всё, кроме кладки кирпича и возведения крыши, глава семьи делает сам.
На вопрос, что вы посоветуете тем, кто ещё раздумывает, стоит ли брать соцконтракт, Никита однозначно отвечает:
— Если есть какая‑то определённая цель и тебе нравится твоя работа, то, конечно, стоит.
Светлана Заславская
Фото: Александр Коркоцкий


