Каневчане делают кибермошенникам щедрые новогодние «подарки».
Одна из жертв – 42-летняя жительница районного центра, которой позвонили в мессенджере «Ватсап»*. Незнакомец представился сотрудником мобильной компании и сообщил, что нужно продлить договор на оказание услуг сотовой связи. Доверчивая женщина продиктовала мошеннику паспортные данные и код из смс-сообщения. Затем она проверила личный кабинет на едином портале госуслуг и обнаружила постороннюю активность. Сразу после этого ей позвонили лжесотрудники портала «Госуслуги», банка и ФСБ. Они сообщили, что её личный кабинет взломан, необходимо срочно перевести деньги на безопасный счёт. Команда телефонных аферистов обрабатывала жертву несколько дней. Снимая накопленные деньги и переводя их на несуществующий «безопасный» счёт, каневчанка рассталась с 3,5 миллионами рублей, 800 000 из которых взяла в кредит.
А следующий случай – со счастливым концом благодаря бдительности коллеги потенциальной жертвы. Жительница станицы Каневской находилась на работе, когда поступил звонок по Ватсапу*. Назвав её по имени-отчеству, незнакомая девушка вкрадчивым голосом объяснила, что она – сотрудница Энергосбыта и что в преддверии Нового года у них проходит поверка электрических счётчиков. Бумажные уведомления прийти не успевают – приходится обзванивать потребителей электроэнергии и уточнять, когда работнику сетей можно прийти и произвести поверку и сверку.
Не подозревая подвоха, женщина ответила, что сделать это можно в любое время, так как дома всегда кто-то есть. Договорились: работник Энергосбыта придёт на следующий день в 12.30. После этого звонившая спросила у каневчанки, какой у неё счётчик – одно- или двухфазный. Та ответила, что не разбирается в этом. Последовали вопросы: какой он марки, серийный номер, сколько в среднем составляет оплата. И когда потенциальная жертва ответила, что не помнит этого, нужно смотреть в документы, звонившая вдруг посоветовала: «Ну вот, вы ничего не знаете ни о своём приборе, ни о счетах, давайте подключимся к сайту Энергосбыта, чтобы по первому требованию вы были в курсе всего. Это же так удобно». Каневчанка ответила, что не знает, как это делается. «Ничего сложного, нужно произвести всего несколько действий, я вам помогу». Она начала диктовать, что нужно делать, поощряя каждое действие словами: «Вы – умничка, всё делаете правильно». Коллега ничего не подозревавшей каневчанки, слыша весь разговор, подошла к двери её кабинета и поинтересовалась, с кем та разговаривает, просила прервать связь. Но женщина упорно отмахивалась: мол, не беспокойся – всё нормально, это не мошенники.
Оказалось всё наоборот: после окончания разговора на экране телефона всплыло окно с сообщением: «Вам звонили мошенники. Срочно перезвоните по телефону …». Зайдя в личный кабинет госуслуг, коллега потенциальной жертвы выяснила, что произошёл его взлом, и данные уже в руках у мошенников. Ситуация выходила из-под контроля, поэтому были немедленно предприняты меры: в МФЦ заменён пароль на портале «Госуслуги», в Сбербанке установлен запрет на выдачу кредита, написано заявление в полицию. Но поскольку каневчанка не позвонила по указанному номеру по поводу сообщения о мошенничестве, они связались с ней сами. Мужчина, представившись сотрудником Роскомнадзора, объяснил, что хочет помочь и что надо делать. Но в этот раз женщина не стала идти на контакт. Её коллега объяснила, что, видимо, аферисты не смогли довести операцию до конца, и им требовались какие-то дополнительные сведения.
На последние числа декабря 2024 года злоумышленники «нагрелись» на 65,7 млн рублей.
* Ватсап (WhatsApp) принадлежит компании Meta, запрещённой организации на территории РФ
Наталья Иванова
Фото: Ульяна Гринь