Этот вопрос чаще стал занимать современную молодёжь. Рассказываем, как в рамках обучения финграмотности первоклассница Софья провела эксперимент и оплатила своё однодневное меню

Мама, откуда берутся… деньги

Финансовой грамотности учат в школах, институтах, учреждениях допобразования, на государственных и частных медиаплощадках. В картинках, видео, играх детям стараются донести основные принципы работы с деньгами. Но порой в силу возраста они не всегда понятны ребятне. Как мама первоклашки, столкнулась с такой проблемой и я.

По заданию класса дочь участвовала в олимпиаде по финграмотности на портале учи.ру. Красочно, в игровой форме на онлайн-платформе были представлены задания разной тематики. И если базовые знания, такие, как безопасность в интернете, оплата чека в кафе или выбор наиболее выгодной цены в магазине, доступны для понимания восьмилетнего ребёнка, то темы страхования и ценных бумаг донести ему очень сложно. Лучше всего усваиваются уроки, которые мы проживаем. К такому выводу мы пришли и провели свой финансовый эксперимент.

Задача заключалась в том, чтобы дочка своими навыками или физическим трудом заработала денежку, грамотно её распланировала и купила продукты питания, которых ей хватило бы на меню одного дня.

Для начала, руководствуясь собственным опытом и предпочтениями, составили список продуктов и наметили их предполагаемую стоимость.

Задача поставлена! Пора задуматься о главном – где и как заработать капитал? Чтобы в полной мере прочувствовать все прелести труда, выбрали самый нелюбимый вид работ, а именно – уборку детской и кабинета – по 150 рублей за помещение. Кроме того, часть средств собрали с продажи рисунков в организованной домашней галерее. За пять рисунков юного художника выручили ещё 150 рублей. Результат – в копилке 450 рублей. Остаток необходимой суммы дособирали через квест на полках и в вазах дома. Итог – 503 рубля. Для ровного счёта три рубля вычли, как налог на доход физических лиц. Ребёнку было обидно, но налоги никто не отменял.

Итак, с бюджетом в 500 рублей и списком продуктов мы отправились в местный сетевой магазин, аргументируя, что в нём можно хорошо сэкономить на акционных товарах. Быстро заполнив продовольственную корзину необходимым, направились к кассе. И если вначале кассир удивился такому юному покупателю и набору овощей и фруктов из одного огурца, картофелины, яблока, то после пояснения – поддержала и похвалила начинающего финансиста. За выдержку и понимание стоит отдать дань уважения и другим покупателям, которые с любопытством наблюдали за процессом в очереди позади нас. Благодаря выбору товаров по скидке и наличию карты лояльности магазина итог по чеку составил 381 рубль. На сэкономленные 119 рублей побаловала себя мороженым. Так дочь на собственном опыте усвоила урок выгодных покупок.

Настал «день Х». Уже ранним утром я поняла всю прелесть эксперимента, так как моя малоежка забежала в комнату с вопросом: «Когда есть будем?!». Придерживались ранее составленного меню: завтрак, обед, полдник и ужин прошли по распорядку. На удивление – и тарелки по окончании трапез были пустыми. То ли помог азарт, то ли бережливость к продуктам, приобретённым на собственноручно заработанные средства. В конце дня на вопрос: «Ну как тебе, понравился эксперимент?» ответила, что результатом довольна, но грустно, что так быстро всё закончилось. Договорились придумать новые задания и квесты для дальнейшего изучения финансовой грамотности, что и вам советуем. Это очень интересно!

Ещё немного из житейского

Помимо эксперимента, который я описала, в нашей семье имеются и другие примеры того, как мы прививаем дочке финансовую грамотность. Например, с шестилетнего возраста у неё есть три кошелька, в которые она сортирует наличные. Первый – «Главный» – для крупных купюр: 5000, 2000 и 1000-рублёвых, которые дарили на дни рождения. Этот капитал может помочь в покупке телефона, планшета или другой электроники. Второй – «Средний» – для наличных номиналом в 500 и 200 рублей – для покупки аксессуаров, украшений, игрушек и прочего. Третий – «Маленький» кошелёк, в нём 50-ти и 100-рублёвые купюры и монеты. Последний она носит в рюкзаке с собой в школу или берёт в магазины каждый день. Обычно в нём находится не больше 300-500 рублей. Порой к дочери и мы можем обратиться за финансовой помощью. Тогда она знает главное правило – занятая сумма должна вернуться с процентной надбавкой. На примере этих кошельков ей проще понимать стоимость тех или иных товаров. Так, при вопросе, как дорого нам обошлась поездка на море, мы посчитали, сколько нужно «Главных» кошельков. По её округлившимся глазам я понимаю, что методика работает.

Наталия Жученко,
фото автора