Какую роль в судьбе Нины Прокопьевой сыграло строительство Байкало-Амурской магистрали

«За туманом и за запахом тайги»

Одной из самых великих комсомольских строек нашей страны было создание железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кстати, она является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её протяжённость – 4300 километров. Жительница хутора Орджоникидзе находилась на БАМе с 1977 по 1994 годы.

«За туманом, за мечтами и за запахом тайги» 24-летняя каневчанка поехала по комсомольской путёвке. В то время песни о Всесоюзной ударной стройке пользовались у советской молодёжи огромной популярностью. Одну из них: «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ» Нина Максимовна помнит до сих пор. В столице БАМа – городе Тынде Амурской области – она оказалась в 1977 году.

– Там стояли пятидесятиградусные морозы, но красота была неимоверная: огромный лес, каких на Кубани я не видела. В тресте «Мостострой-10» мне предложили работу заведующей складом. Я согласилась, – вспоминает наша землячка.

Трест «Мостострой-10» основали для выполнения работ по возведению мостов на центральном участке Байкало-Амурской магистрали. В структуру треста входили восемь мостоотрядов, управление механизации, автобаза и жилищно-коммунальный отдел. На складе в ЖКО девушка выдавала обои, строительные материалы, инструменты и спецодежду, а также постельное бельё для рабочих, которые жили в общежитиях.

– Спецодежда бамовцев была качественной и надёжной. Сначала выдавали тёплые бушлаты, позже – полушубки из натурального меха. В первую очередь их получали не только рабочие, рубившие просеки под будущую магистраль, но и водители. Двигатели машин на занесённых снегом дорогах часто глохли, и опытные водители всегда брали с собой тёплую одежду. Также строителей БАМа обеспечивали кожаными сапогами на овечьем меху и унтами. Но на счёт погоды в Тынде скажу так: на Кубани зима хуже. Там мы не чувствовали сильных морозов, потому что на улице было тихо и безветренно. Главное – тепло одеться. Снег у нас мог выпасть даже в июне, поэтому лето было маленькое – всего месяц. Жарче всего – в июле, – добавляет Нина Максимовна.

Там, где «рельсы упрямо режут тайгу», уроженка Каневской встретила свою судьбу, и романтические отношения у молодых людей развивались стремительно.

– С будущим мужем Николаем мы познакомились через три дня после моего приезда. Он был водителем-дальнобойщиком, пришёл на склад за горячей водой. Месяц подружили, подали заявление и 15 апреля расписались. У нас была настоящая комсомольская свадьба, и прожили мы с ним 35 счастливых лет, – рассказывает моя собеседница.

Нина и Николай поженились на БАМе через месяц после знакомства

Сначала молодожёны жили в однокомнатной квартире в сборно-щитовом доме: шесть квартир с одной стороны, столько же – с другой, общий коридор. Как в общежитии. Такие щитовые дома подключались к временным инженерным сетям, в них было отопление и холодная вода – в общем, неплохие бытовые условия.

– Наш дом стоял прямо в лесу. Красота необыкновенная, особенно когда цвела черёмуха! Мы собирали ягоды – жимолость, бруснику, ежевику, а также грибы. Были такие места – бери косу и коси! Жили дружно и легко переносили трудности. Наверное, потому, что все были практически одного возраста. Новый год всегда встречали вместе – выходили из своих квартир в холодный коридор, открывали шампанское и поздравляли друг друга, – продолжает Нина Максимовна.

О снабжении бамовцев продуктами и промышленными товарами ходили легенды. В свободном доступе были баранина, свинина, говядина, колбасы, мясные, рыбные и овощные консервы, компоты, соки, экзотические фрукты и многое другое. Жители соседних районов запасались здесь продуктами, а гостившие на Большой земле бамовцы привозили в отпуска своим близким дефицитную японскую одежду, импортную обувь и бытовую технику.

В апреле 2021 года железнодорожные войска начали строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали, которая затронет значительную часть Хабаровского края.

– Я знаю жителей хутора Орджоникидзе и станицы Каневской, которые участвуют в строительстве БАМа-2. В общем, всё началось по новой. Очень скучаю по тому времени, потому что на БАМе прошла моя молодость, там я родила дочерей Людмилу и Ольгу, – завершает разговор Нина Прокопьева.

Наталья Бриз

Фото: Иван Базалий, из личного архива героини публикации