Три юбилея – 85-летие главы семейства, 80-летие его супруги и 60-летие совместной жизни отметила в этом году семья стародеревянковцев.

Жизненная бухгалтерия Стрюковых

Аккуратный домик Стрюковых как бы затерялся между двумя добротными соседскими. Но когда зашли во двор, убедились, что это целая усадьба с огородом, небольшим садом, со всякими постройками, поставленными по-хозяйски расчётливо, сподручно. По сути, Дом с большой буквы. Где и начался наш разговор.

Написать о юбилеях можно, но вот как вместить все прожитые годы на одной газетной странице – вопрос. Поэтому и выбрала из рассказов четы Стрюковых самое главное, памятное. А оно, как натянутая пружина, стало вдруг распрямляться, распрямляться под тяжестью воспоминаний.

Благословили на брак

Василий Сергеевич Стрюков – уроженец хутора Сухие Челбасы. Десять детей было у них в семье, но выжили не все. Родители мальчика сначала в поте лица трудились в своём единоличном хозяйстве, а потом были среди зачинателей новой жизни – колхозной. Отец механизатором работал, мать – куда пошлют. К делу хлеборобскому Василий и сам был приучен с 12-ти лет – на школьных каникулах по мере сил помогал местному колхозу имени Будённого (потом – «Победа»).

Семилетку закончил в посёлке Кубанская Степь, куда приходилось добираться два километра пешим ходом в любую погоду. Потом в это же хозяйство пришёл сельхозрабочим. Пас поросят, зерно на лошадях от комбайна на ток возил, в Придорожной на элеваторе его разгружал, да мало ли мест в колхозе было, где требовались рабочие руки. Пришло время, призвали юношу в армию. Служил артиллеристом, ракетчиком. Вернувшись в родные места, устроился разнорабочим уже в совхоз. И любовь свою не за тридевять земель нашёл: ходил на работу мимо фермы и заприметил Валентину. Познакомились, а через четыре месяца привёл девушку домой и сказал: это будет моя жена! Родители и жениха, и невесты выбором детей довольны были – оба на глазах выросли – и благословили их на брак.

Валентина ведь тоже из Сухих Челбас. И так же из многодетной семьи – шестым ребёнком была, предпоследним. После семи классов начала трудиться девушка нянечкой в детском саду. Потом устроилась свинаркой в «Кубанскую степь», телятницей. Василий ей тоже с первой встречи глянулся, поэтому ответила согласием на предложение быть его женой.

Свадьба была пышная, дарили, в основном, деньги, на которые молодожёны приобрели велосипед.

Жить стали в родительской хатке жениха, там и первенец их родился – сын Сергей. А через два года в молодой семье уже и дочка Людочка «агукала». Тесно стало, начали просить квартиру в совхозе, дали в отремонтированном амбаре – две комнаты по девять квадратных метров на две семьи. Опять тесно, зато сами.

Жизнь совхозная

К тому времени предложили Василию Сергеевичу пойти учиться в Стародеревянковское училище на механизатора. И через год получил выпускник в пользование гусеничный трактор «КДП». Старенький он был, всё гусеница норовилась сползти. Пришлось покумекать новоиспечённому трактористу, и поставил-таки «на ноги» свою технику. Потом были «ДТ-54», комбайны «Колос», «Нива». Выполнял он теперь уже главные колхозные работы: пахал, сеял, убирал. Даже как-то в очередную уборочную страду добровольцем двинул на три месяца на целину, так сказать, из казацких степей – в казахские. Вот так 27 лет и проработал в «Кубанской степи».

И у Валентины Степановны за это время перемены случились. Уговорил её местный учитель в вечернюю школу пойти, продолжить обучение. Муж согласие дал, и она после работы, оставив на него детей, бегала на занятия, учила уроки. Как ни крути, но это пригодилось – послали выпускницу учиться в Краснодар на зоотехника. Закончила и стала работать помощником ветеринара на дойных коровах. Только через время по совету Василия села за… баранку трактора. Он же и технику осваивать ей помогал, и в ремонте – тоже.

Сено, солому возила Валентина, доставляла людей к месту работы на своём «Т-40». И мужикам старалась в работе не уступать.

А в 1967 году решил Василий Сергеевич уйти с крестьянской стези. А что, рабочие руки, они везде нужны. Пришёл в «Сельэнерго». Взяли трактористом. А как глянул на технику, ахнул: на таких тракторах он же сроду не работал! Как оказалось, они тоже в большей части не работали. Так что пришлось сначала ремонтом заняться. И вскоре «ЮМЗ» стал ему, как родной. На нём ездил некоторое время на работу и понимал, что не дело это, надо о переезде подумать.

Надёжный причал

Сначала хотели в райцентре закрепиться. Вычитал Василий Сергеевич объявления в местной газете о продаже домов и поехал на разведку. Но ничего подходящего не нашёл – есть маленькие хатки, но уж очень дорогие, не потянут. Обдумали всё с супругой, взвесили и решили в Стародеревянковской удачу попытать. Вот на этом и остановились.

Заросшее, заброшенное всё здесь было, стена коридора от дома отходила. Убрали траву, выгребли мусор, в общем, «вдохнули» новую жизнь. Правда, по мере обживания «прирастало» домовладение и ванной, и кухней, коридорчик холодный пристроили. Сюда из совхоза переехали со всей живностью: свинья, куры, утки, а уже здесь кроликов, нутрий завели, козу купили. Где держать? Здесь уже Василий Сергеевич свой разносторонний талант проявил: две сараюшки собственноручно выстроил, летнюю кухоньку – от фундамента до крыши. Чем кормить? Садился хозяин за руль своего мотоцикла «Урал» и ехал сено косить, ряску ловить. Кстати, машины в семье у них никогда не было – техники и на работе хватало.

А по дому Валентина Степановна по большей части хлопотала. И трудилась к тому времени на хлебозаводе – на майонезной линии, потом на мясокомбинате на приёме скота. Довелось и навыки детсадовской работы вспомнить: одна из внучек болела сильно, с пяти месяцев до трёх лет пришлось самим её на ноги поднимать. Вот где пригодилось и козье молочко, и мясо кроличье, диетическое.

А Василий Сергеевич 13 лет проработал в «Сельэнерго» да ещё три «пенсионных» года прихватил. Да ещё восемь лет был неизменным квартальным на своём участке, пока здоровье позволяло.

– Хотелось, чтобы порядок был на территории, для людей удобно, – говорит Василий Сергеевич. – А это – хлопотно, сидя дома, вопросов не решить, поэтому в администрацию частенько захаживал. Александр Викторович Герасименко, будучи нашим главой, не раз удивлялся: «Да что ж такое, я ещё на работу прийти не успел, а вы уже здесь!».

Где-то и обиды были, и с несправедливостью сталкивался. Да стоит ли об этом вспоминать?

– Когда успевали всё? Вставали до восхода солнца, ложились – после захода, – смеются супруги. – Бывало, ноги «гудят», а от сделанного – только радость. Жили дружно-дружно. Детей вырастили, двое внучек у нас, правнучке 10 лет уже. Хоть и не живут вместе с нами – сын в Кубанской Степи обосновался, дочь в Краснодаре, – но вниманием мы не обделены. Вот, диван Серёжа нам купил, обкатываем.

Собирались ли с друзьями? Конечно, но редко. Когда ж было: работа, дом, дети, хозяйство – целый круговорот забот получается. Да и друзей было не так много. Вообще считаем, что быть настоящими друзьями – очень трудно и очень ответственно. Мы больше друг за дружку держались, стали опорой. Как и 60 лет назад в загсе обещались: быть вместе на долгую-долгую жизнь…

Сейчас на подворье Стрюковых – тишина. Хозяйство не держат – уж больно хлопотно в такие годы. Остались огород да садик в пять деревьев. И воспоминания о пышном юбилее в местном кафе, который подарили им их дети.

…Слушаю. Думаю. Радуюсь. Как всё же интересно беседовать с людьми «старой закваски», как они себя называют. Теми, кто вынес все тяготы становления нашего светлого сегодняшнего дня…

И напоследок спросила, чего ещё ждут от жизни супруги Стрюковы? Чего хотели бы себе пожелать?

– Самое главное, чтобы все близкие были здоровы и счастливы. Чтобы все люди в мире жили!

Пожелаем этого мы и самим супругам.

Светлана ПРОТОПОПОВА
Фото: Иван БАЗАЛИЙ