Новый главврач Каневской ЦРБ Павел Исаев о планах по развитию местной медицины и о себе.

Доктор Исаев: «Будем знакомы!»

В январе здравоохранение Каневского района возглавил Павел Исаев. Журналисты «Каневских зорь» встретились с новым главным врачом ЦРБ и узнали не только о планах и приоритетах, но и поговорили о человеке, который встал у руля райздрава.

Сибиряк на Кубани

– Павел Юрьевич, расскажите, откуда приехали к нам на Кубань? Как стали медиком?

– Я родом из Томска. Это сибирский студенческий город. На его центральной улице расположено шесть государственных университетов. Каждый пятый в Томске – студент. Город молодой, с хорошей историей, с мощной профессорско-преподавательской школой. Там я окончил Сибирский медицинский университет.

Выбор профессии был предопределён – я из медицинской семьи. Родители – врачи, дядя – профессор, врач-онколог, тётя и брат – провизоры. Моя жизнь с самого детства была нацелена на помощь людям. Конечно, в подростковом возрасте думал и о других профессиях, например, юриста. Но я видел родителей, то, насколько они преданы своему делу, и понял, что моё место в медицине. Кстати, отец – из династии нефтяников-газовиков. Он из Оренбургской области, в его роду – казаки. Дед с семьёй отправился осваивать месторождения Средней Азии, а отец поступил в Томский медицинский институт и стал докто­ром. Много лет он возглавлял одну из самых крупных поликлиник региона. Мама тоже первая из своей семьи стала врачом. Она была очень хорошим аллергологом-иммунологом. Собственно, мои родители и стали основателями нашей династии.

Я любил и до сих пор люблю учиться. Уже на третьем курсе университета проходил практику в больнице и видел, как работают терапевты, хирурги, офтальмологи, присутствовал на операциях. Точно решил – буду лор-хирургом, даже окончил ординатуру по отоларингологии.

После учёбы работал врачом в городской больнице, стал заведующим детской поликлиникой, был главным врачом в сибирском санатории.

Работать на Кубань меня пригласили. Если честно, я немного сомневался, но ни разу не пожалел о принятом решении. За почти четыре года работы в Абинской ЦРБ нам с коллегами удалось многое изменить: и в привлечении кадров, и в вопросе укрепления материально-технической базы. Мы обновили медицинское оборудование, серьёзно пополнили автопарк. В Абинск приехали новые специалисты из краевого центра, Сибири и даже из столицы. А главное, в первый же год удалось погасить серьёзную кредиторскую задолженность, сопоставимую с той, которая мне досталась в наследство в Каневской ЦРБ.

Предложение возглавить её для меня было неожиданным, но, не скрою, приятным. Я знал о том, что Каневская центральная районная больница крупнее. Следил за динамикой развития всех ЦРБ края, но никогда раньше не бывал в Каневской. И вот по направлению министерства здравоохранения края я впервые приехал сюда.

– А семья с вами? Ведь гораздо легче осваиваться на новом месте, если родные рядом.

– Моя супруга тоже медик – медицинский психолог. У нас трое детей. Пока они остались в Абинске. Сын заканчивает второй класс, старшая дочь – седьмой. А самой младшей – полтора года. Она у нас уже «кубаночка». Дети закончат там учебный год, а новый начнут уже в Каневской.

– Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?

– В восемь утра в ЦРБ планёрка. Завершается? Очень по-разному… Стараюсь до семи уйти домой, чтобы организм успел отдохнуть. Я, как и многие сейчас, не ограничен рабочим кабинетом. Беру работу домой, анализирую документацию – в течение дня приходится уделять внимание многим текущим вопросам. Как и любой руководитель, я всегда на связи, ведь внеплановые ситуации возникают не по расписанию.

– Павел Юрьевич, у вас есть хобби? Чему посвящаете свободное время?

– Занимаюсь спортом. Люблю футбол и плавание. Всегда стараюсь найти хоть немного времени на физические упражнения, потому что нужно переключаться. Когда всегда находишься в напряжении, спорт позволяет организму перезагрузиться, прояснить мысли. Физическая нагрузка помогает посмотреть на проблему с другой точки зрения. Бывает, есть какая-то задача, но её решение не приходит. А проплывёшь 50-100 метров, и уже знаешь, как лучше поступить.

Я только погружаюсь в атмосферу Каневской центральной районной больницы. И хотя опыт руководства подобными учреждениями у меня есть, здесь много особенностей. Каждый район Краснодарского края по-своему уникален и самобытен. Мне ещё предстоит изучить район, познакомиться с его жителями. И я сделаю всё, чтобы быть полезным людям.

Кадровый ответ

– Павел Юрьевич, вы уже месяц возглавляете Каневскую ЦРБ. Расскажите жителям района, какие изменения ожидаются в нашем здравоохранении?

– Подводить даже промежуточные итоги, разумеется, рано. Но вектор работы понятен уже сейчас. Знаете, три кита сегодняшнего здравоохранения – это кадры, медицинское оборудование и крепкая материально-техническая база. В Каневской сейчас требуют внимания все три аспекта. Самая большая проблема, конечно, кадровая.

Врачей не хватает катастрофически, есть серьёзные сложности с укомплектованностью средним и младшим медицинским персоналом. Только за минувший год ЦРБ потеряла более 30 докторов. Недостаток специалистов, безусловно, влияет на качество оказываемых в районе медицинских услуг. Больных попросту некому лечить.

Мы дорожим каждым сотрудником. Сейчас ни одно увольнение не происходит без предварительного разговора со мной. Мне важно знать, по какой причине человек принял решение об уходе, интересно, что он думает. И такая форма взаимодействия нашла отклик. За тот месяц, что я руковожу районной больницей, нам удалось сохранить двух врачей, которые уже были готовы уйти. Ещё три доктора, работавшие в ЦРБ раньше, готовы вернуться обратно. Это очень кропотливая, но важная работа. Потерять людей просто, а вернуть – тяжело.

– И как можно «победить» ситуацию?

– К сожалению, я должен сказать ужасную вещь: ещё 5-6 лет мы будем испытывать кадровый голод. И причины тут понятны. Во-первых, сейчас докторами должны работать люди, рождённые в 90-х, а тогда во всей стране был явный демографический кризис. Во-вторых, мы утратили замечательную традицию распределения выпускников вузов после окончания учёбы. И теперь все, кто получил медицинское образование, стремятся попасть в столичные клиники. И третье: около четверти выпускников российских медицинских вузов попросту не остаются в профессии, а наши опытные врачи выходят на пенсию.

Однако в профессии есть люди, преданные своему делу. И мы выработали, на мой взгляд, успешную стратегию. Её суть проста: взаимовыручка и поддержка. Я непрерывно веду переговоры с коллегами из краевых профильных диспансеров. Они откликаются на проведение так называемых «медицинских акций», когда узкие специалисты приезжают с плановыми осмотрами в район. Профильные доктора проводят первичный осмотр пациентов, направляют на нужные исследования, в случае необходимости, дают направления на более серьёзные анализы и даже лечение в краевых диспансерах. Кроме того, узкие специалисты ЦРБ проводят ежемесячные выездные сессии-осмотры в отдалённых населённых пунктах. Такая практика есть, и она себя зарекомендовала с самой лучшей стороны. Благодаря подобным мероприятиям, например, в Абинском районе нам удалось выявить десятки серьёзных заболеваний на самых ранних стадиях, назначить своевременное лечение и зачастую спасти людей.

– Интересный опыт! Но ведь есть специалисты, без которых местное здравоохранение попросту невозможно. Где брать врачей на местах и как их удержать?

– Боюсь, необходимо вести «подрывную» деятельность. В хорошем смысле. Я непрерывно веду переговоры с медиками в самых разных уголках нашей Родины. Рассказываю о преимуществах работы в районных больницах; о возможностях, которые открываются, в первую очередь, перед молодыми специалистами; о том, как они нужны людям в районах.

Я прекрасно понимаю, что серьёзным препятствием для сохранения и привлечения докторов в ЦРБ является не всегда адекватный уровень оплаты труда. Но ведь люди, выбирая профессию и дело своей жизни, ставили во главу угла совершенно другое: их миссия – сохранение здоровья. При этом мы начнём серьёзно работать над вопросом достойной оплаты труда в ЦРБ, и я намерен искать и находить новых специалистов.

Кстати, серьёзным подспорьем является федеральная программа «Земский доктор». Будем работать и в этом направлении.

Мы обязательно вдохнём новую жизнь в программу целевой подготовки медицинских кадров. Будем поднимать престиж профессии и помогать ребятам, которые хотят стать врачами. Кстати, сейчас самое подходящее для этого время. Если выпускник школы понимает, что готов связать свою жизнь с медициной, он может обратиться в отдел кадров Каневской ЦРБ. Участники этой программы, безусловно, проходят серьёзные вступительные испытания, ведь доктор должен быть грамотным. Но поступить в медицинский вуз по направлению из больницы гораздо проще.

Зачем это ЦРБ, спросите вы? Всё просто: после окончания медицинского вуза доктор гарантированно вернётся в свой район и будет помогать его жителям. Да, это работа на перспективу, но ведь мы не должны жить одним днём.

– Вы изучаете район и ЦРБ не только по бумагам…

– Я знакомлюсь с коллективом. Собираюсь объехать все отделения и структурные подразделения, побываю в самых отдалённых ФАПах и ВОПах, участковых больницах. Чтобы планировать работу, исходя из реальной ситуации, мне важно всё увидеть своими глазами, правильно расставить приоритеты.

Работа с документацией не менее важна. Ещё в Томске я понял, что мне категорически не хватает экономических знаний. Потому и окончил экономический факультет старейшего за Уралом вуза – Томского государственного университета.

Главный врач обязан разбираться и в экономических вопросах. От грамотного подхода зависит и состояние материально-технической базы больницы, и кадровая политика, словом, развитие учреждения в целом. Без рационального использования всех ресурсов, в том числе и финансовых, сложно говорить о движении вперёд.

Одной из главных задач для меня сегодня является работа с кредиторской задолженностью. Суммарный долг Каневской ЦРБ перед поставщиками сейчас превышает 36 миллионов рублей. Это большие деньги, но опыт есть.

На передовой

– Как работают наши врачи в непростое «пандемийное» время?

– Врачи и медицинские сёстры – такие же люди, как все другие. Мы болеем сами, у нас болеют родные. У медицинских работников есть и семейные проблемы, мы так же переживаем за судьбу страны.

В больницу редко приходит здоровый человек. Как правило, вместе с проблемами со здоровьем у пациента есть и эмоциональная напряжённость. Отсюда претензии к медработникам, где-то обоснованные, где-то – нет. И люди переносят свой негатив на врача. Я всегда призываю помнить о том, что после вас доктор будет принимать и других людей. Только представьте, в каком настроении он будет работать с пациентом, когда на него только что выплеснули своё раздражение и недовольство?

Эта ситуация сильно обострилась в последние годы. Ведь в период пандемии нагрузка на медработников выросла колоссально. Врачи первыми оказались в зоне риска, первыми приняли удар и героически вышли на борьбу с неизвестным вирусом. После нашествия COVID-19 мы наблюдаем депрессивные состояния и обострение хронических заболеваний. И у врачей таковые тоже есть, но всё же они спешат на помощь другим людям. А когда сталкиваются с недопониманием со стороны пациентов, им вдвойне тяжело. Есть такой новый термин «профессиональное выгорание» – потеря интереса к своей работе. Сегодня психологи всё чаще фиксируют это состояние в профессиях, где люди работают с другими людьми: медики, учителя, полицейские и так далее. Поэтому я очень прошу всех каневчан относиться с уважением к врачам. Поверьте, они стараются изо всех сил.

– Раз уж мы коснулись темы COVID-19, спрошу: как складывается ситуация в Каневском районе на сегодняшний день?

– Сложно. Заболеваемость пока держится на прежнем уровне, коечный фонд госпиталей практически заполнен. Бывало, что приходилось отвозить пациентов в Ейск, а не в Ленинградскую – там не было мест. К счастью, сейчас вирус всё чаще лечится амбулаторно. Всё меньше тяжёлых случаев, но общее количество заболевших не снижается.

Опыт последних двух лет показывает: вакцинация серьёзно помогает в борьбе с пандемией. Привитые переносят вирус спокойнее, с более лёгкими последствиями. По статистике, 90% летальных исходов от COVID-19 приходятся на непривитых пациентов. Призываю всех вакцинироваться и, если пришло время, – ревакцинироваться. Я сам поставил прививку одним из первых. Вакцинацию прошли все члены моей семьи.

К сожалению, мы наблюдаем некоторый дефицит вакцины «Спутник Лайт». Но хочу поделиться собственными наблюдениями: для повторной процедуры можно и нужно выбирать двухкомпонентную вакцину. Мы отслеживаем работу каждой и уже можем сделать определённые выводы. Я считаю «Спутник V» более надёжным по сравнению с лайт-версией.

Новое оборудование

– Павел Юрьевич, одним из наиболее важных вопросов для жителей района является ремонт поликлиники. Как с ним обстоят дела?

– Ремонтные работы проходят в рамках проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения». Я понимаю, что есть объективные причины для задержки сроков. Сегодня передо мной и моей командой стоит приоритетная задача – максимально быстро устранить выявленные замечания и завершить ремонтные работы, а также оснастить поликлинику новым медицинским оборудованием и открыть её для пациентов.

Мне, как руководителю, важно, чтобы врачи работали в комфортных условиях. Это лучше и для персонала, и для пациентов. Есть же такое выражение – «и стены лечат». Когда в нашей больнице будет светло и чисто, тогда и пациенту станет приятно находиться в ней. Понятно, что человек приходит к нам, прежде всего, за медицинской помощью, и мы будем стараться, чтобы пациенты восстанавливали здоровье в достойных условиях.

Я очень благодарен главе района Александру Викторовичу Герасименко за помощь и поддержку ЦРБ в бытовых вопросах. Он активно интересуется ситуацией, уже несколько раз побывал в поликлинике. Видно, что «болеет» и переживает за отрасль здравоохранения в районе. Благодаря его поддержке в отремонтированное здание поликлиники мы получим новую мебель стоимостью около девяти миллионов рублей. Поддерживают ЦРБ и депутаты Законодательного собрания края.

– Каневская ЦРБ ждёт поступления нового оборудования?

– Конечно. Я в самом начале сказал о «трёх китах» здравоохранения. Медицинское оборудование – один из них. Имеющееся нуждается в замене. Мы подали большую заявку в краевую программу «Модернизация первичного звена здравоохранения». И получили поддержку в министерстве. «Первые ласточки» уже прибыли в район – два новых передвижных рентген-аппарата, новая «Газель» для отделения скорой помощи и две «Лады». В течение этого года планируем получить операционные столы, маммографы, флюорографы, оборудование для электроисследований, эндоскопы, колоноскопы и многое другое – чтобы жители нашего района могли получать качественную высокопрофессиональную медицинскую помощь рядом с домом.

При назначении в Каневскую ЦРБ в минздраве края передо мной поставили совершенно конкретные задачи: сделать медицину в районе максимально доступной для людей. Но «волшебную палочку» при этом не выдали. У меня есть определённый опыт, нужные знания и единомышленники. Я рад, что уже нашёл понимание в лице многих своих новых коллег. Уверен, у нас есть много сторонников и среди пациентов. Приоритеты определены, цели ясны. Мы будем двигаться к их достижению сообща.

Уверен, нам удастся преодолеть все трудности и сложности, с которыми столкнулась центральная районная больница. Могу сказать: я приложу все усилия, знания и старания, чтобы здравоохранение Каневского района вышло на достойный уровень, и медицинская помощь населению оказывалась качественно.

Наталья ЦЫГАНОВА,
Ольга СУХОДОЛИНА,
Иван БАЗАЛИЙ