Единственный уцелевший до наших дней жилой дом в хуторе Раков построил Николай Пономарёв, не уступив свою землю новым хозяевам ни на пядь.

Последний из хуторян

Семья Николая Васильевича Пономарёва (1928-2015) переехала в хутор Раков из села Твердохлебово Воронежской области в 1934 году. С шестилетнего возраста и до глубокой старости он будто прирос душой к кубанской земле, укоренил здесь свой род и оставил добрый след в истории.

Потомки Николая Пономарёва бережно хранят в семейном архиве уникальные документы механизатора-новатора. Это удостоверение об окончании трёхмесячных курсов при Каневской машинно-тракторной станции с присвоением квалификации тракториста колёсных тракторов, выданное ему 26 февраля 1946 года. И вырезка из колхозной многотиражки хрущёвских времён.

В ретрозаметке говорится о новаторстве Николая Васильевича. Он приспособил к культиватору защитные диски, благодаря чему первым снизил востребованность ручного труда при выращивании «царицы полей». Газета призывала механизаторов использовать в работе «диски Пономарёва».

Он был предан профессии, пользовался уважением колхозного руководства и односельчан, всегда держал данное слово. В том же духе вырастил четверых детей. Много трудностей пришлось испытать Пономарёвым. А когда у руля страны встала новая власть, Николай Васильевич сумел отстоять интересы своей семьи.

Николай Пономарёв

Колхоз разваливался на глазах у хуторян, они продавали дома за бесценок и уезжали кто куда. Пономарёв, отстроив после пожара новое жильё, оставался непреклонным. Когда после прекращения работы колхозной бригады отрезали водоснабжение хутора, младший сын Николая Васильевича пробурил скважину на участке. Из коммунальных услуг семья получала лишь энергоснабжение, отопление изначально было печным. А газ для приготовления пищи привозили баллонный.

Как долго ещё простоит на своём месте дом последнего хуторянина? В наше время это сложно загадывать. Но ясно одно – память о нём жива, пока по родному подворью ступает ножка самого младшего внука-тёзки, пока помнят потомки о его непростом жизненном пути. Пока хранятся имена первопоселенцев и тех, кто возрождал Раков после войны, на хуторском погосте.

Елена БУТЕНКО