Жизнь под стук колёс

В окрестностях железнодорожного переезда станицы Придорожной стоит старинное здание с табличкой «ул. ЖД Казарма». Это фамильный дом Ивана Кулика, станичного старожила, посвятившего значительную часть своей жизни работе на путях.

Прямо за окнами пролегает железнодорожное полотно, так что гудок поезда и стук термозазоров стали привычными для хозяина, который родился и вырос здесь. Ивану Фёдоровичу эта атмосфера по-своему дорога как память о своём нелёгком трудовом пути.

Работать он начал с раннего детства. Время было такое, что трудиться приходилось всем, независимо от возраста. Когда началась Великая Отечественная война, он был конюхом в местной бригаде, отец семейства тогда обслуживал железнодорожные пути. Иван Фёдорович по сей день помнит первый авиаудар. Тем вечером старший конюх Иван Гармаш отпустил его домой, а сам попал под бомбардировку и получил ранение ноги. Десятки вражеских снарядов буквально разорвали землю родной станицы, несколько попало прямо на подворье семьи Кулик. От взрыва выбило окна и повредило крышу. Один из осколков серьёзно ранил корову, которую едва успели довести до бойни.
– Мы знали о войне, но не были к ней готовы, – вспоминает Иван Фёдорович. – Вскоре после авиаудара станицу заняли немецкие солдаты. С тех пор я не бывал на конюшне.

В феврале 1943 года Советская Армия освободила Каневской район от фашистских захватчиков. Нужно было всё восстанавливать и жить дальше. Иван Фёдорович стал работать на железной дороге, заменив ушедшего на фронт отца. Тогда оплата труда составляла 12 килограммов муки в месяц. Вскоре Иосиф Сталин издал приказ о переводе железнодорожников, служащих в рядах Красной Армии, по местам жительства для наладки транспортного сообщения. Вернулся домой и Фёдор Иосипович Кулик, державший оборону в районе Гарбузовой Балки. Семья перебралась в Ростовскую область. Иван Фёдорович решил не возвращаться к железнодорожному делу и устроился в местный рыбхоз.
– В 1946 году наша рыболовная бригада была расформирована, – рассказывает пенсионер. – Я стал трудиться на ростовском холодильном пункте. Сейчас на его месте расположен пригородный вокзал. Мы брали лёд из Дона и наполняли им специальные вагоны-ледники, это такие предшественники современных рефрижераторов.

Так или иначе, в жизни Ивана Фёдоровича повсеместно фигурировала железная дорога.

В сентябре отца семейства снова командировали, на этот раз в Казахстан. С очередным переездом семьи Иван Фёдорович вернулся к работе на стальных магистралях. Он по сей день хранит свою первую трудовую книжку, на страницах которой часть пометок выполнена на русском языке, часть – на казахском.

В 1949 году Ивана Фёдоровича призвали в ряды Советской Армии. Срочная служба проходила в Южно-Сахалинске. Через два года, отказавшись от сверхсрочной и демобилизовавшись в звании сержанта, он вернулся в родную станицу Придорожную, где работал железнодорожником до самой пенсии.

Иван Кулик имеет немало муниципальных наград, а также носит почётные звания труженика тыла и ветерана труда. У него четыре правнука и три внучки, которые проживают с родителями в столице. Пенсионер и сегодня настроен оптимистично. Он очень дружен с односельчанами и всегда рад гостям. Кроме того, Иван Фёдорович живёт по распорядку: не жалует спиртное и табак, каждое утро делает зарядку и не забывает закаляться.

Иван БАЗАЛИЙ