Главное увлечение каневчанина Андрея Ободенко – полёты на параплане.

В долинах небесных высот

Лётный стаж Андрея составляет 10 лет. По словам героя, в парапланеризм он пришёл не целенаправленно, а буквально свалился в эту сферу из парашютного спорта, хотя и там был транзитом.

– Моё «воздушное крещение» случилось благодаря школьному другу Сергею Моргунову, – рассказывает Андрей. – Когда-то он мечтал стать военным лётчиком, но жизнь распорядилась иначе. В дальнейшем Сергей устроился пилотом в спортивный клуб «Русь» при приморско-ахтарском ДОСААФе, куда и пригласил меня для совершения первого прыжка. Как известно, остановиться в этом деле очень сложно. После 15 выходов из «кукурузника» хотелось продолжения, но безопасного для здоровья. И вот на просторах Интернета мне попалось слово «параплан».

Андрей сразу определил для себя разницу. По его объяснению, парашют – это, прежде всего, спасательное средство, спускающее человека вертикально вниз и довольно смутно гарантирующее безопасное приземление. Параплан представляет собой управляемый летательный аппарат. Опасности в таких полётах не меньше, но, при должном навыке и благоприятной погоде, почти всегда приземление происходит мягко и безопасно, «в тапочки».

– Риск для пилота параплана сопоставим с риском автокатастрофы для опытного водителя, – рассуждает Андрей. – От беды никто не застрахован, на моей памяти есть несколько неприятных случаев со знакомыми пилотами. К счастью, они отделались травмами. При соблюдении всех условий и недопущении роковых ошибок полёт чаще всего проходит без происшествий.

В любом случае, безопасность превыше всего. Начинать следует с самых простых динамических полётов. Так пилот привыкает к оборудованию, учится управлять летательным аппаратом. Со временем парапланеристы осваивают технику восходящего термического потока, управление скоростью и высотой. Наиболее сложно летать в горах, поскольку ветер здесь сильно отличается от равнинного, встречаются завихрения и роторные зоны. Высший пилотаж – воздушная акробатика и трюки на параплане. Это очень зрелищное, но и весьма опасное мастерство.

– Каждый пилот имеет пару запасных парашютов на случай нештатной ситуации в воздухе, – рассказывает Ободенко. – На специальных курсах СИВ (симуляция инцидентов в воздухе) под руководством инструктора отрабатываются жёсткие ситуации в более мягких условиях. Нередко такие тренировки проводят над водой.

Поначалу Андрей тренировался в Краснодаре с инструктором, начиналось всё с ознакомительных занятий. Со временем пришёл опыт, появились единомышленники. Вместе с группой земляков-энтузиастов организовали лётный клуб.

– География наших полётов разнообразна, – говорит пилот. – Мы проводили параслёт в Каневской, который посетили и другие представители «воздушного сообщества»: аэронавты, авиамоделисты, дельтапланеристы. Успели побывать на многих фестивалях региона, а также на «Воздушных Играх» в Турции. На торгах мы выиграли территорию за бывшим пенькозаводом, которую приводим в порядок и обустраиваем для организации моторных полётов.

В «воздушное сообщество» Краснодарского края входят около 300 человек. Практически все знают друг друга в лицо, вместе ездят в другие регионы, осваивают новые места для полётов.

– Предела совершенству быть не может, – считает герой. – Многие совмещают парашютный спорт, парапланеризм, бейсджампинг и другой воздушный экстрим. Наиболее опытные пилоты уверенно летают по совершенно незнакомым территориям. В этом плане самыми захватывающими были первые годы. Приезжаешь в новую точку, не знаешь особенностей местности и аэрологии. Адреналин и эмоции бьют ключом!

Экстремальное хобби позволяет Андрею не только хорошо отдохнуть от рабочей рутины, но и открывать для себя новые места, любоваться их шикарными видами. Супруга и дети относятся к его увлечению вполне лояльно, но сами предпочитают не играть с воздушной стихией.

Иван БАЗАЛИЙ