Мы привыкли гордиться своей историей. Но есть в нашем прошлом и такие страницы, которые хочется вырвать из памяти. Об одной из них рассказывает краевед Александр Дейневич в книге «Голод по имени «Саботаж».

Покаяться можно, да вернуть нельзя

Публично упоминать о голоде на Кубани 1932-1933 годов было строго запрещено в течение долгого времени. И лишь в 2008-м принято заявление Госдумы «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Кроме этого документа в книге можно прочитать и постановление Старо-Минского райкома ВКП (б) 1932 г., в котором записано: «Предупредить жителей Ново-Деревянковской, занесённой на чёрную доску, что в случае продолжения саботажа хлебозаготовок, краевыми организациями будет поставлен вопрос перед Правительством об их выселении из пределов края в северные области и заселение этой станицы добросовестными колхозниками, работающими в условиях малоземелья и на неудобных землях в других краях».

Голодом были охвачены Северный Кавказ, Украина, Поволжье, Казахстан и многие другие зерносеющие районы страны. Непомерные хлебозаготовки спровоцировали массовую гибель людей, сопротивление коллективизации жёстоко подавлялось. По итогам хлебосдачи осенью 1932 года на «чёрные доски» заносились станицы, которые не справились с планом хлебосдачи. В них закрывались все торговые точки. Имеющиеся запасы продовольствия, в том числе в частных хозяйствах, конфисковывались и вывозились за пределы края. На «чёрную доску» были занесены и наши станицы Новодеревянковская и Стародеревянковская.

Воспоминания очевидцев той трагедии потрясают. Они были собраны и записаны Александром Дейневичем, а также опубликованы в местных газетах на основе писем жителей, переживших голод.

Невозможно остаться равнодушным, читая о размерах трагедии кубанского казачества, о политике их физического уничтожения – искусственно созданном голодоморе. Эта книга является поистине историческим исследованием, позволяющим восстановить реальную картину событий. В ней представлены рассекреченные документы Центра документации и новейшей истории Краснодарского края и воспоминания старожилов. Всё это отсекает любую возможность обвинить автора в субъективности и необоснованном очернительстве советской власти, а такие попытки были.

Татьяна ТИМОШИНА,
главный библиограф
МЦБ Каневского района